Ощущение тайны
“Береженому старости нет” — так говорят казахи. Так назвала одну из своих книг геронтолог Л. Леонтьева, которая давно уже наблюдает и писателя Максима Зверева, считая его феноменом. И хотя многое уже объяснено учеными в природе долгожительства, но они сами признаются, что все равно это явление для них — загадка.
Загадка и Максим Зверев. При всей своей открытости, улыбчивости, немедленной готовности помочь, понять, спасти — он “вещь в себе”. Так говорят его ученики. И еще они утверждают, что его спасла от катаклизмов XX века Природа, ее Верховная Опека. Он избежал смертельной опасности в трех войнах — I мировой, гражданской и Великой Отечественной. Верховная Опека устраивала так, что он оставался жив. Выжил и в годы сталинского режима, когда опасность прошла буквально “в трех сантиметрах от виска”, как во время встреч с вооруженными браконьерами, так и при падении в пропасть, когда он летел вместе с конем Антеке около ста метров, но оба благополучно приземлились в снежный сугроб.
Таких случаев — на краю пропасти — было в жизни Максима Зверева великое множество, но Верховная Опека Природы сберегла его, видимо, для главной цели, которую предназначила ему и которой он беззаветно служил.
* * *
“То, что так долго всех волновало и тревожило, наконец, разрешилось: Великий Перевоз сразу опустел наполовину.
Много белых и голубых хат осиротело в этот летний вечер. Много народу навек покинуло родимое село... Только ласточки звонко щебетали над ними, проносясь и утопая в вечернем воздухе, в голубом глубоком небе...
А потом поднялись вопли. И среди гортанного говора, плача и криков двинулся обоз по дороге в гору. В последний раз показался Великий Перевоз в родной долине - и скрылся... И сам обоз скрылся, наконец, за хлебами, в полях, в блеске низкого вечернего солнца..."-все это видел вместе с Иваном Буниным в Полтаве отец Максима Зверева Дмитрий Иванович, который дружил с писателем и тот посвятил ему этот свой рассказ “На край света”. В собрании сочинений И. Бунина он есть. Картина Великого Перевоза как бы определила судьбу и самого Дмитрия Ивановича, и его сына Максима. Они скитались по свету, переселяясь с места на место. Не по своей воле - бежали от преследования властей. Дмитрий Иванович из Петербурга- в Полтаву, в Нижний Новгород, на Алтай и в Сибирь. Максим Дмитриевич - с Алтая и Сибири - в Москву, потом в Алма-Ату.
Дмитрий Зверев, учась в Петербургском университете и являясь членом вольнолюбивого сибирского землячества, участвовал в подготовке покушения на царя Александра II. Организатором был Александр Ульянов. Зачинщики заговора были казнены. Остальные, в том числе и Дмитрий Зверев, долго оставались под надзором полиции и вынуждены были бежать “на край света”, так как в центре их присутствие было нежелательно и опасно. Его имя неоднократно упоминалось в документах Томского жандармского управления. Например, в политическом обзоре за 1898 год сказано: “Между чиновниками Алтайского округа существует убеждение, Что для поступления в статистическое бюро необходимо иметь аттестат о политической неблагонадежности (как видим, чиновники и сами жандармы не чужды были юмора! - Н. Ч.): и, действительно, бюро это со Зверевым во главе, состоит исключительно из неблагонадежных лиц...” Но об этом Максим Дмитриевич Зверев узнал уже после смерти отца, взрослым человеком. Родители никогда не рассказывали ему о своем революционном прошлом и, может быть, это их обережение воспитало в Максиме Дмитриевиче равнодушие к какой бы то ни было политической деятельности, хотя он по-детски гордится, что дважды был депутатом. Первый раз его выбрали своим представителем в Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов солдаты его команды в 1917 году, после февральской революции. Они ему сказали так:
- А вы что-нибудь о новой власти знаете?
- Признаться, еще не очень разобрался в этом...
- Так вот, наши солдаты хотят вас направить своим делегатом. Вы человек грамотный, разберетесь! - И еще они добавили: - Господин прапорщик, мы вас за своего считаем. Таких, как вы, мало среди офицерья...
Но в новой совдеповской Думе все заседание шел спор о выборе места для базара - переносить его или нет, и новоиспеченный депутат вернулся ни с чем. Сибирская глубинка была так далека от российских столиц, что свежие ветры долетали туда с большим опозданием, и долго царила там неразбериха и бестолковщина. Обо всем этом М. Зверев пишет в своей автобиографической книге “Заимка в бору”.
Второй раз М. Зверева избрали депутатом в 1959 г., в городской совет Алма-Аты. И он сразу начал борьбу против вырубок в горах уникальных ельников, наших голубых елей, которые с 1943 года изводили буквально на дрова. В военное время такие вырубки были, может быть, и оправданы, но теперь... Теперь это выглядело жестоким варварством. Максим Дмитриевич писал в разные инстанции - и республиканские, и союзные, но наше Министерство лесного хозяйства упорствовало и отвергало все резоны. Было дешевле во много раз завозить лес из Сибири, чем рубить на горах, где буксовали и сгорали машины, но наши чиновники ничего не хотели знать: рубить и все!
Древние говорили, что одно загубленное дерево укорачивает жизнь погубителю. Интересно, настигло ли и на этот раз возмездие преступников? Боюсь, что они долго еще прожили после этого и получали, небось, персональные пенсии.
Жалоба М. Зверева попала, наконец, к самому Хрущеву, и был положен конец конфликту.
Максим Зверев победил. Ельники вырубать прекратили, но как не скоро, наверно, восстановится загубленное, если восстановится. Живет ель до 400 лет.
Общественная активность — да. А политика — к политике, как я уже говорила, был он скорее равнодушен, чем пристрастен. Хотя он не чужд интереса к событиям в стране, но М. Зверев никогда не состоял ни в какой партии. Он шел своим путем, “своим ветром”, как говорят крестьяне в Сибири. Это когда все облака плывут, скажем, с юга на север, а одна тучка движется с запада — идет своим ветром. Но об этом чуть позже, а пока необходимо сказать еще несколько слов об отце Максима Дмитриевича, который несомненно сыграл значительную роль в формировании его характера, его судьбы.
Дмитрий Иванович Зверев дружил не только с Иваном Буниным, но и с Короленко, и с Максимом Горьким, есть даже фотография, где он снят вместе с ним. Кстати, в честь “буревестника революции” и был назван Максим Дмитриевич. Батюшка долго не хотел крестить его, узнав, в чью честь он назван и величая Горького еретиком. Только через месяц кое-как согласился, но потом, на уроках закона божьего, никогда не называл Максима по имени, а только — Зверев.
Бывал у Зверевых на заимке всякий раз, когда приезжал на Алтай известный путешественник и ученый Потанин. Сам Дмитрий Иванович не только занимался статистикой, но и организовал в Барнауле музей, а также добровольное общество любителей исследования Алтая. Опубликовал много работ по статистике, переселению крестьян. Экономически обосновал необходимость проведения Алтайской железной дороги.
Об общественной деятельности отца Максима Дмитриевича Зверева есть статья в энциклопедии Брокгауза и Эфрона (в доме Зверевых хранилось 52 тома этого издания): “В самый голодный год (в Поволжье. - Н. Ч.) Д.И.Зверев принимал участие в объезде по ревизии продовольственного дела Кутлубицкого, которая благодаря ему и обратила внимание на некоторые непривлекательные стороны продовольственной деятельности Лукоянской комиссии...”
И Максим Дмитриевич был всегда неутомим, когда дело касалось общественной жизни.
25 лет отдал он науке, написав десятки работ, опубликовав несколько монографий и 23 научно-популярных книжки. Свои первые научные работы он начал печатать еще будучи студентом Томского университета в единственном тогда в стране орнитологическом журнале “Урагус” (латинское название сибирского снегиря). Издавали его сами студенты под руководством молодого преподавателя зоологии Виталия Андреевича Хахлова.
- И на какие же средства? - спрашиваю я Максима Дмитриевича. - У вас был, наверно, как теперь говорят, богатый спонсор?
- Какой там спонсор! - Машет рукой Зверев. - Мы продавали за границу для музейных экспонатов шкурки птиц. Потом членские взносы по три рубля в год — по тем временам это были немалые деньги.
В студенческие годы Максим Зверев написал и свою первую большую книгу “Определитель хищных птиц в Сибири”. Редактором ее стал ученый и писатель Е. Пермитин, который издал “Определитель” в Усть-Каменогорске. Пермитин благословил молодого ученого и на писательский труд. Но все же долгое время наука оставалась для Зверева главным делом жизни, и его не мучила та раздвоенность, какая пришла позже, когда появились литературные издания и когда он в конце концов выбрал окончательно путь писателя. Писателя-натуралиста. Но до этого успел стать родоначальником школы зоологов в Сибири. Профессор Томского университета Б.Г.Иоганзен писал о нем и как о признанном основоположнике сельскохозяйственной териологии Сибири — науки о биологии вредных млекопитающих. Когда переехал в Казахстан, стал одним из создателей Алматинского зоопарка и охранителем заповедных природных богатств Казахстана. Он воспитал целую плеяду молодых ученых.
М. Д. Зверев много сделал полезного и на писательском поприще. Сколько талантов прибегало к нему со своими первыми литературными опытами! Многие из них теперь сами стали мэтрами. Более сорока лет безвозмездно работал он в Союзе писателей Казахстана, правил рукописи, помогал с изданием книг. После долгих борений, совместно с казахскими писателями, добился создания сначала издательства “Кайнар”, а потом и детско-юношеского издательства “Жалын”, стал выпускать единственный в своем роде альманах “Лики земли”, целиком посвященный природе. Когда геронтолог Л. Леонтьева на одной из встреч с японцами сообщила, что М. Зверев более сорока лет занимался такой деятельностью и не получал за это ни копейки, более того, страдает от недостатка подобной работы теперь, то японцы встали и стоя аплодировали. Для них сей подвиг непостижим!
М. Зверев имеет высокие государственные награды и за мирный труд, и за ратный. Он лауреат Государственной литературной премии им. Абая. Народный писатель Казахстана, он любит иногда пощеголять в своем неизменном синем пиджаке, украшенном яркими орденами и медалями, но эта слабость простительна, так как на самом деле он за ними никогда не гнался. К нему вполне можно было бы отнести мудрое замечание Карамзина: “Где люди, там пристрастие и зависть: иногда славнее не быть, нежели быть, академиком. Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать...”. Зверев - заслужил. И награды государства. И внимание публики. И любовь потомства. Немного о публике и потомстве. Максим Зверев издал за свою жизнь 156 книг, многие вышли за рубежом, многие переизданы. Например, одна из первых его повестей “Белый марал” выдержала 17 изданий.
Ему писали и пишут со всех концов республики, иногда так: “Алма-Ата. Писателю Звереву”. И доходит. Всем он отвечает с прилежностью первого ученика. К нему, на улицу Грушевую, приходят юннаты, просто ребятишки с разной живностью, лесники, егери, альпинисты, путешественники, ученые, колхозники — и всех он всегда выслушивал с интересом первооткрывателя, всем помогал, если надо, всех одаривал благосклонностью. Многие свидетельствуют: рядом с ним наступают умиротворение, покой и радость. Он наполняет чудесной энергией, как может наполнять только бескорыстная природа.
Энергией и любовью. Экстрасенсы сказали бы, что у него положительное биополе, целебное для окружающих, сам Максим Дмитриевич рассказывает об удивительном человеке, Зелинге Отто Карловиче, с которым познакомился в Сибири. Зелинг лечил людей с помощью рук - теперь это называется мануальной терапией, а по тем временам - начало 20-х годов - было похоже на колдовство. Он и Максима Дмитриевича научил умению управлять своим организмом, регулировать его деятельность. Может быть, это тоже в какой-то мере способствовало его долголетию. Зелинг погиб в 1924 году, арестованный чекистами. Вместе с ним надолго замолчала и наука биоэнергетика. Максим Дмитриевич считает, что наукой этой может овладеть каждый человек, развить в себе способности экстрасенса, но главное - это у него всегда главное! - надо жить в гармонии с Природой. Растения и животные обладают сильнейшей биоэнергией, и никто не может так зарядить человека, как они. Достаточно хотя бы один день в неделе провести на природе, чтобы стать здоровым, радостным, исполниться добра и счастья. Он и теперь, когда ему уже почти 100 лет, непременно выезжает на природу с дочерью либо сыном, обязательно проделывает ежедневный моцион пешком, с девятого этажа идет своим ходом, отвергая лифт. Днем непременно спит -отключается на 15-20 минут. А уж если попадает в скучный президиум, то тут же вынимает из кармашка темные очки, надевает их и с чистой совестью, полагая, что никто ничего не замечает, засыпает. Способность отключаться - благо, считает он, но то, что нужно, в любом президиуме услышит и вовремя включится в дискуссию, свежий как огурчик и удивительно молодой.
И всегда у него в кармане тетрадка с новыми записями. “Незаписанная мысль - потерянный клад”, - утверждает он. Еще с двадцатых годов, с времен юности завел он картотеку, куда вписывает интересные наблюдения, мысли, штрихи к будущим рассказам. Пишущие машинки стоят у него и на квартире дочери (на девятом этаже), где он ночует, и на квартире сына (на Грушовой), где он проводит день в обстановке, привычной для него. В этом доме М.Зверев прожил значительную часть своей жизни. Сын Володя строго следит, чтобы там ничего не меняли и все было бы так, как завел когда-то отец (это - о любви потомства. Кстати, вся семья Максима Дмитриевича так или иначе причастна к его стезе и оправдывает лесную фамилию Зверевы. Сын
- директор Алматинского государственного заказника, его жена Галя
- метеоролог, сейчас занята всецело Максимом Дмитриевичем; она и его секретарь, и добрая хранительница домашнего очага, и гид по его творчеству; дочь Таня - микробиолог по профессии, ее муж Володя -гидролог, внук Максима Зверева Максим - охотовед, а две внучки, Оля и Наташа, пошли по журналистской части, пишут). Дом - Максим Дмитриевич называет его в шутку “Дворянское гнездо” - необычен. В каждой мелочи домашнего быта присутствует Природа. Под потолком в кабинете огромная сова, распростершая крылья, как знак мудрости и покровительства Природы. Это ее крыла всю жизнь охраняли хозяина дома. На стенах - чучела птиц, картины с изображением лесов и гор, цветущих лугов и сцен охоты. На тумбочках
- причудливые корешки, туеса из бересты, раковины. На углу шкафа висят казахская камча и плетка - подарок чабана.
На полках - альбомы с фотографиями юннатских походов. В поселке Энергетический учитель биологии открыла клуб “Максимовец” - в честь Зверева, и он гордится этим. Подарки, сделанные детскими руками, он бережно хранит. Кресла в кабинете тоже необычные - ручки из крутых, могучих рогов архара. И никаких хрусталей или дорогих гарнитуров. Скромное, наивное убранство лесного человека, который так и не привык к городу. Когда Максим Дмитриевич поселился в этом доме на Грушовой (он сам его строил вместе с женой и сыном), то кругом были густые сады, через них пробита тропинка. Ее называли Яблочный переулок. Рядом блестело озеро и там удили рыбу. Потом переулок стал заселяться, превратился в улицу, а поскольку там была большая аллея груш, то и назвали ее Грушовой. Теперь ни аллеи, ни озера нет. Теперь рядом -“Алемсистем”, “комки”, толстые трубы газопровода. Но все же - под окном кабинета Зверева растет настоящая таежная пихта. Есть “сибирская лужайка”. Гости из Сибири непременно привозят с собой разные корешки и сажают там. В саду полно птиц - они слетаются к дому на добрую улыбку Максима Дмитриевича, ведь он, по мнению Сабита Муканова, “чутким слухом - с детства - птиц язык, как царь библейский Соломон, постиг”, “свой среди птиц, для елок свой и трав, природы неусыпный часовой, в лесу он свой, среди барханов свой. Тому, кто здесь хозяин, а не гость, чужда усталость, незнакома злость... Наш добрый Зверев, наш Максим-агай”, - такими стихами говорил о нем казахский классик, привыкший писать прозу.
Одно время в усадьбе “Дворянского гнезда” жил волк. Его привез охотник Лисин. По просьбе чабанов Лисин отстреливал волков, которые досаждали отарам, и нашел волчонка, еще слепого. Он вырос в огромного красавца-зверя, превосходил тех, что обитают на воле. По ночам волк пел, но пением это казалось только для семьи Зверевых, для окружающих это было жуткое завывание, напоминавшее годы войны и голодные своры волков, разорявших деревни. Волк погиб на съемках фильма, где он преследовал кабана. Теперь любимец “Дворянского гнезда” - ворон Реша. Его принес с гор один альпинист. Реша озорник и говорун. Как-то пропало со стола яйцо для завтрака. Где яйцо? - хватились хозяева. Реша важно направился к двери, клювом отвернул коврик и достал оттуда яйцо, показал почтенной публике и снова спрятал: мол, было ваше - стало наше. Много проделок на счету неугомонного Реши, но одна оказалась для него роковой: прежде он летал свободно по окрестностям и где видел в дверях блестящий ключ, тут же выдергивал и нес домой. Соседи возмутились, потребовали окоротить Решу и ему пришлось подрезать крылышки. Теперь он сидит угрюмо в своем деревянном загончике за домом, а на приветствия говорит презрительно: “Сволочь!” -услышал от людей. И только молодой пес Пират весел и беззаботен: всем улыбается и лезет обниматься.
По всему дому развешаны у Максима Дмитриевича изречения из собственного “Кодекса долгожителя”, который он сочинил лет 10-15 назад. Идет к вешалке за кепкой - напоминание, как надо жить. Садится за письменный стол - снова напоминание. Берет из шкафа книгу - читает на узком листке бумаги: “Быть увлеченным и уметь увлечь”, “Жить да радоваться”, “Каждый прожитый день — подарок судьбы”, “Работать с огоньком”, “Трудиться и трудиться, чтобы суток не хватало”. Экстрасенсы это назвали бы медитацией, ибо по их мнению, если сто раз сказать “халва”, то во рту обязательно станет сладко. “Злость дает старость, а улыбка - радость”,
У него свое представление о молодом возрасте. На одном из заседаний русской секции в Союзе писателей Казахстана я помню, как выступал Максим Дмитриевич, горячо, убежденно доказывая необходимость издания кого-то из своих подопечных прозаиков, и как последний аргумент он с укоризной сказал собранию: “Нельзя бросать молодых на произвол судьбы! Вот когда я был молодым, когда мне было восемьдесят лет...”
Многолетний секретарь М.Зверева Татьяна Леонидовна Фролов-ская рассказывает, что по просьбе Максима Дмитриевича описала ему какое-то очередное литературное сборище, куда он не попал.
- Ну и кто там был? — поинтересовался Максим Дмитриевич.
- А-а, одни старики, — и прикусила язык: он-то сам уже вон в каком возрасте. А Максим Дмитриевич вроде и не заметил ее оплошки, настаивает: - Ну, кто, кто конкретно? - Татьяна Леонидовна стала перечислять: всем было за 60 и 70, на что Зверев рассмеялся: -Мальчишки!
Я спросила его: “Когда Вы поняли, что будете жить долго? Или однажды сами решили это для себя, как бы закодировали свой организм на долгий путь? Для какой цели: поставили себе некие задачи, почувствовали веление Природы для постижения каких-то важных истин, или это всего лишь, по словам гетевского Эгмонта из “Фауста”, “сладкая привычка жить”?” - Он ответил просто и коротко: “Никогда не задавался вопросом, сколько мне еще осталось жить на свете. Всегда у меня были и есть срочные дела...”
Он не мыслит себя без работы, без этих срочных дел. Суток ему не хватает. Он работал, и когда был арестован чекистами в 20-х годах -его под конвоем водили в зоопарк: там не доставало специалистов. Он работал, и когда сидел в промерзшей избе, без света. Приспособил доску с бороздками, имитирующими строки, под письменный стол, вставлял лист бумаги и писал, как пишут слепые. Вы думаете, в новом рассказе он жаловался на судьбу? Ничуть не бывало! Рассказ был пронизан радостью и полнотой жизни. Он работал всегда. В вагоне поезда, в поле, в лесу, на горном привале.
Вы, кто любите природу -
Сумрак леса, шепот листьев,
В блеске солнечном долины
Бурный ливень и метели,
И стремительные реки
В неприступных дебрях бора,
И в горах раскаты грома,
Что как хлопанье орлиных
Тяжких крыльев раздаются. —
Вам принес я эти саги,
Эту Песнь о Гайавате!
“Песнь о Гайавате” Лонгфелло сопровождает Максима Зверева всю его долгую жизнь. Поразившая когда-то поэтическим описанием девственной природы, она волнует воображение и теперь. Ее краски не угасают, и герои не стареют, хотя самому Звереву под сто лет, но, читая поэму, он забывает о возрасте и всякий раз возвращается в благословенный мир детства. Может быть, отгадка такого пристрастия в близости судьбы Гайаваты и самого Зверева? В близости их мироощущения и предназначения на этой земле, независимо от величины того и другого? Если вы помните содержание “Песни...”, то Гайавата, рожденный на свет чудесным образом, понимал язык птиц, зверей, ветров и трав. И не только понимал, но жил с ними одной жизнью, получая от них силы и поддержку в трудные минуты, чтобы победить зло. “Добро и красота незримо разлиты в мире”, - говорил автор “Песни...” Генри Лонгфелло, и так объяснял образ Гайаваты, созданный фантазией индейских племен: он “был послан к ним расчистить их реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам”. Не для этого ли пришел в мир и Максим Зверев, не потому ли оберегала его Верховная Опека, чтобы он мог в полной мере выполнить свое предназначение: “расчистить реки, леса и рыболовные места”, научить людей жить в мире, а не враждовать; научить добру и красоте, которые разлиты вокруг.
Гитчи Манито, всесильный,
Сотворивший все народы,
Поглядел на них с участьем,
С отчей жалостью, с любовью, —
Поглядел на гнев их лютый,
Как на злобу малолетних,
Как на ссору в детских играх...
Первый свой рассказ Максим Зверев сочинил еще совсем ребенком, писавшим вкривь и вкось в детской тетрадке. Отец впервые взял его весной на реку, в луга, где кричали лебеди. Впечатление было столь огромным, что мальчик написал об этом. Отец прочитал и всю тетрадку исчеркал красным карандашом — столько в ней было ошибок.
Второй раз он взялся за перо уже в средних классах реального училища. Лежал как-то на стогу сена на отцовской заимке, что-то читал и тут прилетели иволги, журавли, табун гусей. Красота была неописуемая! Такое торжество жизни, такое пронзительное упоение ею, что у юного Зверева зашлось сердце. Он тут же, на стогу, сбегав в дом за бумагой, записал свои впечатления. На этот раз отец похвалил его и даже зачитал потом гостям. Это была первая слава!
Когда Максим стал постарше, ему подарили ружье, и он впервые ездил на охоту вместе со взрослыми. Перед выходом из реального училища учитель словесности задал сочинение - рассказать о самом интересном дне своей жизни, самом значительном. Шел второй год I мировой войны. Разруха. Военные неудачи. “Скорбные листы”. Весь класс написал об этом и только Максим Зверев - о первой своей охоте, о загадках леса, о радости единения с Природой. “Как вы думаете, господа, - спросил учитель, - кто написал лучше всех?” Класс зашумел, стали называть имена отличников: Зверев-то учился на тройки, класс готовили к математике, а математика у него как раз и не шла. “Лучше всех написал Зверев!” - объявил словесник и зачитал его сочинение. Читал он очень выразительно и красиво, так, что Максим не узнал собственный рассказ, и он ему показался на самом деле отличным. Ошибок в нем было снова немало, потому учитель поставил пять с минусом.
Итак, все писали о войне - он о Природе. Он шел “своим ветром”.
И в первую мировую войну, и в гражданскую, и в Отечественную Максим Зверев служил на железной дороге, как специалист ВОСО -военных сообщений. С природной основательностью и смекалкой выполнял он эту работу, как всякую работу привык делать только хорошо. Его не зря ценили. У него есть медали “За победу над Германией” и “За победу над Японией”.
Какие же самые яркие воспоминания военных лет? - Голубые сороки в тальниках Селенги! У нас они редкость. Водятся в основном в Испании и Португалии. Он наблюдает поведение полевок и пищух. Служба была напряженной во все три войны и вести научные наблюдения удавалось редко. “Только раз в неделю разрешался полный отдых дежурному коменданту. Я его проводил за городом в лесу. Это позволило составить список зимующих птиц в окрестностях Нижне-Удинска и таблицу сроков весеннего пролета. Впоследствии, -вспоминает М.Зверев, - наблюдения были опубликованы”.
В годы первой мировой войны охотился на волков, выручая деревни, где остались одни старики, женщины да малые дети. Волки держали их в жестокой осаде и хозяйничали в крестьянских дворах, ничего не боясь. Потом был написан рассказ.
Окончания гражданской войны ждал с нетерпением, как сам признается, так как спал и видел свой лес, где хотел работать помощником лесничего. “После бесконечных гудков паровозов, свистков дежурных, звона колокола на перроне и трескотни морзянки я впитывал в себя тихий шелест сосен. Я шел, наслаждаясь чистым воздухом бора и морзянкой дятла на большой сосне...” Но политика, переустройство мира сделались главными для людей, и лес тоже стал боевой позицией - там формировали партизанские отряды. Мелькали эшелоны. Менялась власть. Влетали разъяренные, стреляли в пол и в потолок - требовали немедленно отправить их, куда они скажут. На этот случай у коменданта станции Зверева был вагон, который стоял на запасном пути. Он сажал туда бунтарей и они катили прямехонько... в тупик. Обратно неслись на всех парах, приставив дуло к виску машиниста. За это время комендант находил для них состав, и когда они в мыле появлялись на станции, Зверева уже и след простыл: либо искать его для расправы, либо ехать. Они, конечно, выбирали последнее.
Война томила Зверева. Ему хотелось в лес, в поле, в степь. И только там, наедине с природой находил он смысл, а на людей, “на гнев их лютый”, смотрел “как на злобу малолетних, как на ссору в детских играх”, которая между тем кончалась кровью и горем. В этой великой мясорубке легко можно было пропасть, потерять себя, превратиться в послушное орудие беспощадной власти, какого бы цвета она ни была. В 1937 году его должны были вторично арестовать, и чекисты приходили с обыском на его квартиру в Новосибирске, но он к тому времени уже успел уехать-в Москву, куда еще раньше приглашал его на работу давний друг, директор Московского зоопарка Мантейфель. Приехал, а у того в кабинете пожилой казах сидит. “Вот вовремя! — воскликнул Мантейфель, увидев Зверева, — поедешь сегодня же в Алма-Ату и поможешь там открыть зоопарк, всего на пару месяцев!”. Пожилой казах как раз поджидал его. Пара месяцев растянулась на всю жизнь. Но этот случай оказался поистине счастливым, поскольку госбезопасность потеряла его след (в Москве он прописаться не успел), и потому к 7 ноября 1937 года зоопарк в Алма-Ате был открыт. Первой квартирой семьи Зверевых стал обезьянник, это уж потом появился дом на Грушевой. Жена Максима Дмитриевича, Ольга Николаевна, ботаник по профессии, тоже работала в зоопарке и была наперсницей всех дел мужа. У него тоже есть научные труды, книги, она неизменный спутник его экспедиций. Ольга Николаевна была единственной женщиной Максима Дмитриевича. Он остался ей верен и после ее кончины.
А Мантейфель? Мантейфель не раз выручал Зверева. Например, однажды он занял ему денег, чтобы снарядить экспедицию: “Отдашь, когда будут!” Жил Зверев тогда бедновато и на эту экспедицию собирал буквально с миру по нитке. Когда же “разбогател”, стал раздавать долги. У него все всегда аккуратно записано в книжке. Отдал всем, кроме Мантейфеля: профессор к тому времени умер. Но Зверев долг не забыл и деньги не тратил: они лежали в книжке и он одалживал их всем нуждающимся - как бы из “фонда Мантейфеля”. Многие возвращали долг, вкладывали в книжку, и фонд не иссякал. По словам секретаря Зверева Татьяны Леонидовны, на письменном столе Максима Дмитриевича однажды появился листок с надписью: “Они меня ждут”, куда вписан и Мантейфель. Татьяна Леонидовна всякий раз переворачивала листок чистой стороной, чтобы Максим Дмитриевич не сосредоточивался на печальном, но он в минуты грусти обнаруживал это и возвращал на место, заполняя свой мартиролог.
Но все же первым пунктом Зверевского “Кодекса долгожителя” идет оптимизм. Повод для оптимизма он находит ежесекундно и повсюду. И если поискать сравнений для характера Максима Дмитриевича в Природе, то это будет, пожалуй, степной жузгун. Вот как сам Зверев пишет о нем: “Маленький кустик жузгуна, меньше метра высоты, протянул корни вширь до пятнадцати метров. Свежая осыпь раскрыла ученым этот “секрет”. Конечно, небольшое растение такими огромными корнями может добывать достаточно влаги даже в пустыне. Этот же жузгун обладает способностью “ползти” по песку на своих длинных корнях: ветер выдует из-под него песок—он пускает второй корень, сбоку. Новая песчаная буря оставляет его торчащим над песком уже на двух корнях, жузгун выбрасывает третий корень и так “путешествует” по пустыне!” Какой пример жизнестойкости и оптимизма!
Однажды в горах он сидел у костра со своим другом, тоже ученым, и каждый делился впечатлениями дня. Максим Зверев вспомнил о великолепном поединке двух пятнистых оленей, но когда один отступил, побежал, победитель не стал его преследовать. Не зря зовут оленей благородными. Его гнев сразу же угас. “Вот в чем мудрость Природы!” - заключил Максим Дмитриевич свой рассказ. Он зоолог. Он знает, что природа не идиллична, там идут кровавые бои за выживание. Но он еще писатель и человек, ищущий в мире красоту, добро и согласие. Он знает, что нравственные наблюдения важнее порою наблюдений литературных и научных. И когда находит отклик на свои искания, то благодарен Природе, которая неизменно подает нам в минуты бедствий и сомнений живую воду.
“Живая вода” — не литературный образ. Она существует на самом деле.
Во время войны Казахстан закупал в Китае лошадей. Их косяки перегоняли из Панфилова в Алма-Ату через горы. Сопровождали табуны обозы с сеном и овсом, был к ним приставлен и ветврач, кроме, конечно, табунщиков и охраны. И вот на перевале, на который лошади уже взошли, начался сильный буран. Лошадей разделили на три группы и спрятали в ущелье. Они ели сено, хватая его вместе с холодным снегом. Тут прибегает человек: лошадь пала и неизвестно отчего. Ветврач обследовал ее и тоже не обнаружил причины гибели. Стали подозрительно нехороши и другие лошадки. Тогда один табунщик вспомнил, что слышал от стариков, будто надо поить лошадей талой водой — в ней спасение. Так и сделали: растапливали над огнем снег и поили. Лошади ожили, а тут и буран затих, и зимняя экспедиция благополучно спустилась с гор. Максим Дмитриевич услышал этот рассказ и стал искать ему подтверждения. Нашел он их не в научной литературе, а в русских сказках и былинах, где смертельные раны богатырям обмывали живой водой, то есть талой. Стал наблюдать за птицами, которые тоже охотно пьют талую воду и исцеляются от зимних-хворей, от трудных перелетов. С тех пор он сам пьет живую воду и всем советует. Надо просто налить в пиалу холодную воду из-под крана, поставить на ночь в морозильник, а утром оттаять и пить на здоровье. Я попробовала — замечательно!
* * *
Я спросила Максима Дмитриевича: “Были ли у Вас враги? Вы ведь человек неоднозначный и отношение к Вам неодинаковое: много позитивного, но есть, я знаю, и негативное. Например, не все писатели считают Вас настоящим писателем, обвиняют в информационности, сухости повествования, сниженной эмоциональности вашей прозы. Как Вы к этому относитесь?”.
Он ответил снова просто и коротко: “Враги бывают только на войне, а в мирной жизни - оппоненты с их точкой зрения”. Но эта мудрость далась ему все же путем долгих сомнений, поисков своего места в литературе, отстаивания своей правоты и права писать так, как он пишет, кропотливого труда и учебы. Он учился всю жизнь. У Бунина и Лонгфелло. У Сетона-Томпсона и Пришвина. У Пермитина и Бианки. Виталий Бианки написал ему о языке и стиле его книг: “... “Завитушек” и “красивостей” у Вас почти нет. А “протокольности” Вам надо остерегаться... Главная опасность: схематичность, геометричность, засушивание. В конце концов, самое главное во всяком “произведении искусства” так называемый “второй план”. Изображая каплю воды, надо всегда помнить, что она отражает весь мир. Каждый миг жизни отражает в себе всю жизнь...” Максим Дмитриевич и сам знал за собой этот грех - “протокольность”. Многолетнее занятие наукой, ведение дневников природы наложили свой отпечаток на стиль его письма. “Работать на два фронта тяжело, - признавался он, - с годами я приспособился, но “канцелярский” язык то и дело проскальзывал в книжки для детей”. И он воевал с въедливой, как ржавчина, “протокольностью”. Его книги имели успех, неожиданный для “настоящих писателей”. Пришвин объяснял это так: “Вот тем и хороши рассказы М. Зверева, что читаются они легко, с интересом и в то же время располагают читателя к полному доверию, ибо достоверны в научном отношении”. Бианки также подтверждает: “Книгу рассказов можно целиком отнести к литературе фактов, так называемой документальной прозе. Искусство автора здесь в том, что он дает не протокольную запись интересных фактов (уже не протокольную! - Н. Ч.), а эмоционально их окрашивает и рассказывает о них языком теплым и выразительным, экономным, но не сухим”. Это была еще одна победа! Но он с неторопливостью человека, у которого впереди вечность, продолжал доказывать, что он писатель, который не укладывается в привычные рамки детской литературы или документальной прозы. Он - писатель-натуралист, он пишет научнохудожественные книги. И это не обычная популяризация науки, а параллельное исследование, но уже средствами художественного слова. И это совершенно новый жанр литературы. С Максимом Зверевым долго не соглашались, и главным его оппонентом тут был Виталий Бианки, который нежно любил его и переписывался до конца своей жизни. Не хотел Бианки соглашаться и с тем, что в книгах о природе нельзя ради красного словца приврать, написать, скажем, что коростель пешком идет на юг, в жаркие страны, когда такое невозможно.
Это давний спор в искусстве — между “живописцами” и “фотографами”, то есть буквалистами, с точки зрения “живописцев”. И как правило, “живописцы” с пренебрежением относятся к “фотографам”, возмущаясь их притязаниями на художественный Олимп. Но кем в таком случае является художник Шишкин, тщательно выписывавший на своих полотнах каждую травинку и каждый листик? Его тоже когда-то обвиняли в буквализме, но от этого его картины не перестают быть шедеврами и волновать зрителей.
Ученые утверждают, что по стихам Пушкина можно составить картину климата, погодных условий России позапрошлого века - так точен поэт в своих описаниях.
Со временем точность и честность книг М.Зверева тоже многие оценят, назовут их энциклопедией природы Казахстана, где описаны птицы и звери, травы и деревья, ландшафты и обычаи этой богатейшей страны. Как в свое время автор “Песни о Гайавате” открыл американцам Америку, так Максим Зверев открыл Казахстан всем нам. Он сохранил живыми в своем слове последних тигров Прибалхашья, последнего архара Капчагая, последних лебедей... Но не только в слове берег он и бережет Природу.
Однажды Максим Дмитриевич узнал, что в одном из заказников безжалостно уничтожаются пеликаны. В письме к Н.Сладкову он потом напишет: “Я вспомнил этих неуклюжих птиц, занесенных в Красную книгу, и мы понеслись”. Легко сказать “понеслись” ему в то время было 83 года! “Не скажу, что в свои годы я не побоялся за один день проехать по раскаленной пустыне 350 километров — но все обошлось...” Тому же Н.Сладкову он признавался: “Рассказывать людям о природе, учить их любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию — это для меня дело всей жизни”.
В конце пути В. Бианки — его постоянный оппонент, признал за Максимом Зверевым его оригинальное и неповторимое место в литературе: “Тут Вы волшебник и маг, — потому что сами постигали тайны (без кавычек) природы и великодушно раскрываете их перед всеми людьми-братьями”. Заключил свое напутствие учитель убеждением, что если Зверев и дальше будет совершенствовать мастерство писателя, то непременно займет свое место не только в отечественной, но и мировой литературе, что и случилось на самом деле. И место это он занял, не толкаясь локтями в толпе алчущих славы литераторов, “литературных кентавров”, как окрестил их Е. Замятин, которые “давят друг друга за монопольное право писания од”; не стуча кулаками по начальственным столам, не вступая в газетную брань и междоусобицу собратьев по перу, не подписывая подметных писем и не строя козни. Он был всегда спокоен. “Умейте властвовать собой”, - пушкинский завет стал еще одним пунктом “Кодекса долгожителя”. И Зверев - умел. “И что же, - спрашивают его, - когда редактора издательств разносили Вас в пух и прах, Вы не спорили, не сопротивлялись?” - “Отчего же не сопротивлялся, - усмехается Максим Дмитриевич, - сопротивлялся; я держал фигу в кармане”. Но, конечно, не только фигу он держал. Не повышая голоса, не спеша, он умел доказать чиновникам от литературы свою правоту и его в конце концов слушали.
Я люблю его повесть о путешествии Селевина в Бетпак-Далу. Она мне кажется одной из лучших в его творчестве. Может быть, потому, что от нее веет ароматом старинной прозы русских путешественников, с их особым стилем — доброжелательностью и готовностью полюбить новые земли, новых людей. И суть этой любви в стремлении понять, детское умение восторгаться каждой малостью жизни. И непременная подробность описания увиденного: природа, одежда аборигенов, их быт и язык, их предания и песни, их заблуждения и открытия. Вот и Зверев. Он как-то незаметно может втянуть тебя в свои исследования, и ты с восхищением первооткрывателя начинаешь переживать за какую-нибудь осу, которая неведомо куда летит за водой в горячей сухой пустыне, и ты следуешь за ней вместе с писателем, теряешь ее из виду, огорчаешься, затем радуешься появлению чернобрюхового рябка: уж он-то укажет путь к воде! И рябок не обманывает - за поворотом горы открывается родник с чудесной чистой водой. И ты ощущаешь на губах вкус вожделенной влаги.
Говорят, компьютерная техника достигла ныне таких высот, что со временем все сведения по зоологии и другим наукам можно будет получать простым нажатием кнопки. Исчезнет необходимость в трудных и часто бесплодных путешествиях, в раскопках археологов и прочих научных опытах. Все станет делать за человека всемогущий компьютер, но как, наверно, станет скучно жить на свете, и вот тогда несчастные жители Земли откроют книги Максима Зверева и поймут, что они потеряли, ведь даже в бесплодных путешествиях есть смысл, потому что они помогают человеку прежде всего понять себя.
Альберт Эйнштейн утверждал: “Самое прекрасное, что, мы можем испытать, это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки”. Я спросила Максима Дмитриевича: “Есть ли у Вас это “ощущение тайны” и в чем оно? Или прожив долгую жизнь, многое передумав, Вы для себя уже больше ничего неизведанного не ждете, все страсти удовлетворены? Если же нет, то какие желания посещают человека в 100 лет?” Максим Дмитриевич ответил просто и коротко: “В свое столетие вижу еще массу тайн. Их откроют потомки в будущем веке”.
Ольга ДЕМЧЕНКО