Писатель-натуралист

Максим Дмитриевич Зверев...
 
Чем интересен этот писатель, чем он близок и дорог своим читателям? Прежде всего верностью и преданностью избранной им теме “человек и природа”, которая так близка каждому из нас. Более 60 лет Максим Дмитриевич рассказывает нам о природе: не повторяясь, находя все новые и новые грани темы. Развивая тему вширь и вглубь, привлекая к ней внимание все большего числа людей, собирая вокруг друзей и единомышленников.
 
В русской литературе природа никогда не была просто фоном повествования, чем-то только иллюстративным. Слишком близка и дорога нам наша земля, слишком многочисленны и крепки нити, связывающие нас с землей и всем, что ею порождено, чтобы это не нашло своего отражения в литературе. Природа в лучших произведениях литературы не украшение, не декорация, а нечто куда более весомое и значительное. В книгах же Максима Дмитриевича Зверева тема “человек и природа» занимает центральное место, это его главный “герой”.
 
Как же случилось так, что тема природы стала главной в жизни и творчестве писателя? Истоки, родники этого мы находим в детстве его. Родился М.Д.Зверев в Сибири, в городе Барнауле в 1898 году. Родители были из числа прогрессивной интеллигенции девятнадцатого и начала двадцатого веков. Отец был под негласным надзором полиции со студенческой скамьи. Дружил и вместе работал с прогрессивными писателями того времени Буниным, М.Горьким, Короленко и другими. В честь Максима Горького он назвал и своего сына.

 

Семья жила на заимке в лесу. Первое знакомство с жизнью было и первым знакомством с природой. И первым его учителем и наставником в этом был сам отец, человек, знающий и любящий лес. Вся обстановка способствовала сближению мальчика с окружающим миром природы. Природа пробуждала в нем любознательность, увлекала тайнами и загадками, бесконечным своим разнообразием, формировала его интересы. А это в свою очередь сыграло немалую роль в выборе будущей профессии: Максим Дмитриевич оканчивает в Томске университет и становится профессиональным зоологом.
 
Профессия зоолога помогла молодому ученому шире и глубже познать мир природы, проникнуть в ее сокровенные тайны. Он участвует в многочисленных экспедициях, ведет самостоятельные наблюдения в поле, пишет научные работы, монографии, книги. Все идет как будто бы гладко и хорошо, имя его становится известным в научных кругах. Он работает доцентом сначала в Томском, потом в Казахском университетах. Среди ученых он признанный основоположник сельскохозяйственной зоологии в Сибири. И вместе с тем он чувствует какую-то неудовлетворенность. Ученый все больше и больше начинает понимать, что не может выразить себя целиком в научных работах, что много чувств и мыслей, которые дает ему общение с природой, не помещаются в жесткие рамки сухого научного изложения. Природа воздействует на наши чувства, на сердце и разум. И если логическое мышление ученого реализуется в научных статьях, то эмоциональное начало, живое воображение, заложенные в будущем писателе, выхода не находили. В науке его и нет: реализоваться такая неудовлетворенность может только в искусстве, в частности, в литературе.
 
Писать рассказы Максим Дмитриевич пытался еще в раннем детстве, когда ему не было еще и восьми лет. Однажды отец взял его на охоту, и это произвело на него такое огромное впечатление, что мальчик решил написать об этом. “В ученической тетради в линейку, крупными буквами, на нескольких страницах, я впервые в жизни написал рассказ и показал отцу. Он пришел в ужас от огромного количества ошибок. Я так увлекся переживаниями этой охоты, что совершенно забыл о существовании твердого знака, буквы “ять” и знаков препинания”. Такое начало надолго отбило охоту писать, но потребность выражать свои мысли и чувства осталась и спустя много лет привела на писательскую тропу. Молодой ученый нашел себя в научно-художественной литературе, где он смог выразить себя полностью.
 
Первый его рассказ был напечатан в 1917 году: и вот уже более 60 лет писатель не изменяет этому однажды выбранному и естественному для него пути.
 
Сейчас издано более 135 книг писателя, многие из них переведены у нас в республиках и за рубежом. Позади большой жизненный путь, огромный жизненный опыт, три войны, в которых он принимал участие. М.Д.Звереву есть что вспомнить и что рассказать. Мало того, он и сейчас продолжает свои наблюдения и поездки, огромная его картотека фактов и сейчас пополняется. Вокруг него целая поросль молодых начинающих писателей, близких ему по духу, по интересам; он отдает им много времени и трудов. Книги писателя продолжают выходить.
 
Читатели очень ценят книги Максима Дмитриевича за их правдивость. У пишущих о природе всегда есть соблазн приукрасить события, как это постоянно делают рыбаки и охотники. Максим Дмитриевич считает, что в его теме вольный вымысел неуместен, да и зачем что-то выдумывать, если сама природа порой подбрасывает такие события, которые увлекательней всякой выдумки. И рисунки в своих книгах Максим Дмитриевич любит “похожие”, сделанные с натуры. Много книг он оформил своими рисунками и сделал к ним обложки.
 
Рассказы писателя - это не зарисовки с натуры, так сказать, “протоколы” событий. Все тут сложнее и... проще. Это те сложность и простота, которые присущи самой природе: в простом цветке одуванчика мы видим не только цветок, но и образ солнца, а белизна берез легко ассоциируется с понятиями непорочности и чистоты. Писатель “споет” не обо всем, что видит, а только о том, что наталкивает его на “песню”, ведет свой писательский отбор.
 
Книги М.Д.Зверева равно с интересом и пользой читают взрослые и дети. М.М.Пришвин в свое время так отозвался о них: “Трудно сказать, для кого больше написаны правдивые и занимательные книги Зверева - для детей или взрослых. Те и другие прочтут их с удовольствием”.
 
И читают. И не одно уже поколение ребят черпают из его книг и знания свои о природе, и уважительное, заинтересованное отношение ко всему живому, без чего сами по себе знания недостаточны. Природу надо знать, чтобы осмысленно и убежденно встать на ее защиту. В этом смысле книги М.Зверева бесценны.
 
Книги Максима Дмитриевича открыли читателям природу необозримых просторов Сибири и Казахстана: читатель увидел это глазами писателя. Вместе с ним он шел по степным и горным дорогам, ночевал у костра в тайге. Ни у кого из нас не хватило бы ни сил, ни времени, чтобы проделать это самим. М.М.Пришвин отметил и эту особенность рассказов М.Зверева: “Вот тем и хороши рассказы М.Зверева, что читаются они легко, с интересом и в то же время располагают читателя к полному доверию, ибо достоверны в научном отношении”. Заметил эту особенность и В. Бианки: “Книгу рассказов можно целиком отнести к литературе фактов, так называемой документальной прозе. Искусство автора здесь в том, что он дает не протокольную запись интересных фактов, а эмоционально их окрашивает и рассказывает о них языком теплым и выразительным, экономным, но не сухим”.
 
Чтение книг М.Д.Зверева - это праздник узнавания. Как огромен, удивителен и прекрасен, оказывается, мир природы! Сколько достойного нашего внимания и восхищения. Как много тут всего, над чем стоит задуматься, чему поучиться. Сколько еще тайн и загадок!
 
В рассказах писателя мы часто находим действительные названия рек, гор, хребтов, урочищ. Дотошность ученого заставляет его описывать их точно и достоверно, какими были они в момент наблюдения, а мастерство писателя позволяет сделать это образно и впечатляюще. Десятилетие за десятилетием, незаметно, исподволь скопился большой “сравнительный материал” - история целого края. Что было, что стало. И тут выявляется еще одно качество книг писателя - их краеведческая ценность. Книги писателя позволяют видеть природу края во времени, в ее развитии, в изменении. Точные описания могут служить эталонами и для будущих краеведов: им легче будет осмыслить происходящие изменения, понять причины таких изменений. Это и есть та самая достоверность повествования, которую отметили Пришвин и Бианки.
 
Большую часть жизни М.Д.Зверев живет в Казахстане и пишет о нем. Это его как бы духовная и писательская родина. Он много лет открывал его для себя; благодаря книгам его открыли теперь для себя и миллионы читателей, у нас и за рубежом.
 
Писательская судьба его в Казахстане сложилась счастливо, труды его отмечены заслуженными наградами - тремя орденами, а за книгу “У лесного костра” в 1953 году ему присуждена литературная премия Совета Министров КазССР имени Абая. В 1982 году за книгу “Заимка в бору” ему присуждена Государственная премия КазССР имени Абая. Он много сделал для Казахстана. Образ каждой страны - это ее земля и люди. И то и другое нашло свое отражение в книгах писателя. Никто так всесторонне и красочно не рассказал о казахстанской природе, никто не дал такой обширной и единой ее картины. Картина эта, словно из мозаики, сложена из его рассказов. «В ущелье Кокпек”. “Среди тугаев Карачингила”, “Волчок из Бетпак-Далы”, “В дебрях Бартогая”, “В тростниках Балхаша”, “Барса-Кельмес”, “По Илийской долине», “На берегах Чу”. Вся география Казахстана: от степей севера до гор юга, от пустынь Прикаспия до иртышских холмов на востоке. Книги М.Д.Зверева -это энциклопедия казахстанской природы: ее ландшафтов, растительного и животного мира.
 
Рассказывает М. Д. Зверев и о людях, близких к природе: лесниках, егерях, рыбаках, охотниках, о биологах и юннатах. Целая книга посвящена им удивительному знатоку природы, одному из лучших егерей Казахстана Петренко Мартыну Павловичу. Автор называет его “казахстанским Дерсу-Узала”. Человек это был незаурядный. Защищая природу, он один на один вступал в схватку с браконьерами и бандитами. А каким он был тонким и вдумчивым наблюдателем! Как он умел рассказывать! Многие устные его рассказы стали сюжетами для рассказов писателя.
 
Природу у нас охраняет Закон. Но никакой закон сам по себе не обеспечит полного успеха, если не будет подкреплен пониманием всего населения. Вот это-то понимание мудрости и своевременности закона, важности всех проблем охраны природы и воспитывают в людях книги М.Д.Зверева.
 
Максиму Дмитриевичу есть что вспомнить. Он хорошо знал, общался и переписывался с такими известными нашими натуралистами, как Огнев, Сушкин, Мантейфель, Мензбир, Дементьев, Бутурлин, Шнитников. В своих воспоминаниях он рассказывает о них. Ему импонирует широта интересов этих натуралистов старой школы, их энциклопедические знания, неустанный поиск. Он пишет: “Они были настоящими натуралистами. Я вырос среди них и тоже причисляю себя к последним могиканам этой плеяды ученых”. Любопытно, что почти все из упомянутых ученых были и прекрасными популяризаторами своей науки: несомненно, они сыграли свою роль и в становлении М.Д.Зверева как писателя.
 
М.Д.Зверев упорно отстаивает понятие “писатель-натуралист”, вкладывая в него свой смысл. “Это прежде всего люди, которые пишут о животных и о природе по своим собственным наблюдениям и исследованиям, хорошо знающие природу”. Предмет литературы, конечно же, в первую очередь человек. Но человек живет не в безвоздушном пространстве, весь окружающий мир, в том числе и мир природы, входит в круг его интересов, воздействует на него и определяет его поступки. А раз это так, то, очевидно, могут быть и писатели-натуралисты, посвятившие свое творчество именно этой стороне человеческой жизни, теме “человек и природа”. Примеры такой “специализации” мы находим уже в творчестве таких писателей, как М.М.Пришвин, И.С.Соколов-Микитов, В.В.Бианки. К сожалению, ни наше литературоведение, ни наша критика не обратили должного внимания на эту ветвь литературного дерева.
 
Загадки природы - вот еще одна движущая сила рассказов М.Д.Зверева. Они увлекают всех - детей и взрослых. Ученые и художники разгадывают тайны мироздания и жизни. Загадки -объединяющее звено науки и искусства. Тем более не обойтись без них писателю-натуралисту. Вот только одни названия некоторых его рассказов: “Лесные загадки”, “Тайна степи”, “Загадочная гора”, “Таинственные перья”, “Загадки рядом”, “Неразгаданные тайны”.
 
Необходимо отметить и еще одну особенность книг М. Д.Зверева: в них нигде не противопоставляются природа и человек. В его рассказах это не противоборствующие, а содружеские силы. Человек - защитник природы, заботливый ее хозяин. И если кто-то нарушает этот основополагающий принцип, из-за корысти наносит ущерб природе, он не находит у писателя ни оправдания, ни защиты. Враг природы и его личный враг.
 
Мне вспоминается случай, когда М.Д.Зверев - а ему тогда исполнилось 83 года!- не раздумывая отправился в трудный путь в один из заказников, где нависла угроза уничтожения пеликанов. В письме он писал: “Я вспомнил этих неуклюжих птиц, занесённых в Красную книгу, и мы понеслись. Не скажу, что в свои годы я не побаивался за один день проехать по раскаленной пустыне 850 километров - но все обошлось. К сожалению, мы опоздали: браконьеры сожгли тростники с гнездами кудрявых и розовых пеликанов. Огромная стая их печально кружила в небе над пепелищем, а вороны растаскивали печеные яйца. Погибли и заросли тугаев, сгорели сотни новорожденных кабанят, плохо еще летающие фазанята. Конечно, я выступил в газете...”
 
В этом весь М.Д.Зверев - писатель и гражданин. Не могу не привести слова самого Максима Дмитриевича из еще одного письма: “Наш родной дом - это природа. Рассказывать людям о природе, учить любить природу, призывать к ее охране и рациональному использованию - это для меня дело всей жизни”.
 
Звучит это современно и своевременно: именно сейчас от наших общих усилий, усилий людей всей земли зависит сохранение жизни на ней.
 
Закончить рассказ о Максиме Дмитриевиче Звереве и его книгах мне хочется словами В.В.Бианки, который хорошо знал и автора, и его книги. Он писал: “Если вы любите природу, интересуют вас отдельные дикие уголки, сохраненные во всей их прекрасной первобытной неприкосновенности, прочтите эти книги, и они доставят вам истинное удовольствие”.
 
С этими словами нельзя не согласиться.

1983 г.

Алексей ГУБКО, кандидат
психологических наук