Реформы танзимата (первый и второй периоды)
Реформы 20—30-х годов мало изменили положение в государстве, и дальновидные политики турецкого султана хорошо понимали это. Одним из таких политиков, завоевавших доверие султана, был Мустафа Решид паша (1800—1858). Долгие годы он находился на дипломатической службе во Франции и Англии, работал министром иностранных дел. Под руководством М. Решида был разработан план новых реформ. Их целью было укрепление власти султана, прекращение национально-освободительного движения на Балканах и давления европейских держав на Турцию, реформация государственного устройства страны по образцу западных держав.
Xотя указ о реформах был подготовлен в годы правления султана Махмуда II, он вступил в действие при правлении его сына Абдулы Меджида. В ноябре 1839 г. перед летним дворцом султана Гюльхане народу торжественно объявили Священный указ — “Гюльхане хатт-и шериф”. Это послужило началом нового исторического периода в Турции реформаторской эпохи — танзимата — реорганизации. “Гюльхане хатт-и шериф” содержал три основные идеи обновления: обеспечение безопасности жизни и собственности каждого гражданина империи независимо от вероисповедания, правильное взимание налогов с граждан, сокращение сроков военной службы.
В связи с постоянным сопротивлением правящих кругов возможно было реализовать лишь часть мер. Были приняты кодексы о земле, уголовных и гражданских делах. После официального восхождения на престол правителем была дана клятва — не нарушать принятых законов. Была проведена денежная реформа, на заработную плату служащих наложены строгие ограничения. Были открыты средние школы, в пределах империи построены железные дороги и проведена связь. Появились первые промышленные предприятия.
Начавшаяся в 1853 г. Крымская война затормозила ход реформ. В первый период танзимата (1839—1853) осуществились реформы в административной отрасли, управлении государством, экономике и культуре. Однако они не повлияли на жизнь городской и сельской бедноты. В отношении иностранцев не было введено ограничений, в том числе и на право их вмешательства в государственные вопросы.
В середине XIX в. обострилась проблема под названием восточный вопрос, касающаяся судеб государств, превратившихся в колонии Османской империи. Россия, Франция, Англия развернули борьбу друг с другом за право владения ближневосточным рынком. Русский царь Николай I направил турецкому султану ультиматум, в котором требовал признания прав всех православных народов, находящихся в составе Османской империи. Это требование турецкий султан посчитал вмешательством во внутренние дела государства. Заручившись поддержкой Англии и Франции, он отказался удовлетворить требования России, вследствие чего в 1853 г. развязалась Русско-турецкая, или Крымская война. Рассчитывавшие на легкую победу в войне русские просчитались. С помощью англичан и французов турки разгромили русскую армию.
В 1856 г. в Париже был подписан договор между Россией и Турцией, согласно которому Россия отдала Турции Бессарабию. Россия согласилась “нейтрализовать” Черное море. В Сербии, Молдавии и Валахии сохранилась султанская власть. Одновременно Англия и Франция подписали особый договор, в котором подтверждалось сохранение целостности и независимости Османской империи в рамках Парижского трактата. Турция получила огромный кредит от этих стран, попав тем самым в их кабалу.
В 1856 г. правительство султана разрешило иностранцам приобретать в частную собственность земли и недвижимость. Это открыло путь для поступления в экономику империи большого количества иностранной валюты. Для претворения реформ в жизнь правительство султана было вынуждено несколько раз взять кредит у иностранных держав.
Во второй половине XIX в. в целях укрепления империи турецкое правительство пошло на уступки в отношении национальных движений. Были предоставлены равные права 40% жителей империи немусульманской веры: армянам, болгарам, грекам, румынам, сербам. В результате этой политики все народы, подчиненные султану, назывались теперь османами, и все они обладали равными правами.
В 1856 г. Абдул Меджид издал манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан, равенство прав мусульман и немусульман перед законом. Государство узаконило право на существование немусульманских религиозных объединений. Система высшего образования перешла из мусульманского религиозного направления в светское русло. Xристиане получили разрешение служить в государственных учреждениях.
Реформы танзимата 1839—1870 гг. были направлены на обновление государства. Благодаря изменениям, произошедшим в стране, были предприняты меры, направленные на избавление от иностранной зависимости, выведение страны из кризиса, ослабление национальных движений. Реформаторство, передав право частного владения землей, открыло возможности для развития промышленности и торговли. Особую пользу это принесло горожанам. Городскими жителями Османской империи были в основном немусульманские народы — греки, армяне, евреи. Большинство турок проживало в сельской местности, поэтому в результате реформы налоги были увеличены. Введение частной собственности на землю лишило крестьян права передачи ее по наследству, потому что теперь земля принадлежала сипахам. Новый хозяин мог выгнать со своей земли осевших на ней крестьян.
До реформ танзимата немусульманские народности платили дополнительные налоги и не допускались к государственной службе. Уравнивание прав немусульман и турков вызвало у последних недовольство, так как они считали, что этим были попраны их многовековые традиции.
К группе приветствующих реформы относились торговцы, промышленники, получившие европейское образование служащие и военные. В 1865 г. было организовано тайное общество под названием “Новые османы”. Их руководителем стал молодой, но уже известный писатель Намык Кемаль. В 1876 г. это либеральное общество свергло с престола султана Абдула Азиза. К власти пришел султан Абдул Хамид II, который в декабре 1876 г. утвердил двухпалатный парламент и объявил основные права, обязанности и свободы граждан.
Конституция провозгласила государственным турецкий язык, государственной религией — ислам. Султан Абдул Хамид II понял, что строгое соблюдение конституционных прав по рукам и ногам связывало его, поэтому решил воспользоваться результатами Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Поражение Османской империи в этой войне султан использовал для борьбы с движением “Новые-османы” и для аннулирования Конституции. В январе 1878 г. он распустил парламент и объявил о своем единоличном правлении. Конституция продолжала существовать формально, на деле же ни одна ее статья не выполнялась.
Установление равноправия между мусульманами и немусульманами осталось фикцией. Правительство подавило национально-освободительные движения. В 1894 г. для подавления армянского выступления султан направил в восточный район Малой Азии карательный отряд. Каратели уничтожили жителей целой области, поэтому период правления султана Абдула Xамида II (1876—1908) называют “зулум” (“зло, угнетение, давление”). Деятельность “Новых османов”, стремившихся по-новому перестроить империю, осталась безрезультатной.
Движение “Новые османы” имело важное значение в истории Турции. Они добились развития просвещения в стране, препятствовали абсолютизации феодальной власти, угнетению страны иностранным капиталом, формированию политического сознания в турецком обществе. Вместе с тем “Новые османы” были далеки от истинных интересов народа. Выдвигая идею османизма, они предложили все население Османской империи считать единым народом, несмотря на вероисповедание, язык, национальность. Из-за этого нетурецкие национальности не поддержали это движение.