2. Планомерное развитие экономики и использование товарно-денежных отношений для победы социалистических форм производства
В условиях многоукладной экономики переходного периода важное значение в социалистическом строительстве имело использование товарно-денежных отношений. Оно сыграло большую роль в победе социалистических форм производства.
Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс не занимались разработкой проблемы товарно-денежных отношений после победы социализма. Вопрос о товарно-денежных отношениях в переходный период от капитализма к социализму был разработан В. И. Лениным.
На основе изучения опыта первых лет социалистического строительства В. И. Ленин пришел к выводу о том, что использование товарно-денежных отношений характерно не только для перехода от капитализма к социализму, но представляет собой объективную необходимость в развитии социалистической фазы коммунистического способа производства.
В. И. Ленин всесторонне обосновал вопрос о необходимости использования товарного производства, товарно-денежных отношений для планомерного формирования и развития социалистической экономики. Проблема использования товарно-денежных отношений возникла перед Коммунистической партией и Советским государством в поисках путей и методов социалистического строительства. Она была решена в ленинском учении о нэпе, сущность которого выражалась в необходимости построения социалистической экономики посредством использования торговли, финансовокредитной системы, всего механизма товарно-денежных отношений.
Б условиях переходного периода, когда борьба социализма с капитализмом происходила в экономической сфере, использование товарно-денежных отношений оказалось единственно возможным путем для победы над капиталистическими элементами.
Отмена продразверстки, замена ее продналогом и возможность крестьян свободно распоряжаться излишками неизбежно вели к расширению товарного обращения. Кроме того, реализация промышленной продукции происходила тогда в основном на крестьянском рынке, а крестьянские хозяйства представляли собой сырьевую базу промышленности. В этой обстановке задача овладеть торговлей, «научиться торговать» выдвигалась как наиболее важная в области хозяйственного строительства.
Овладение торговлей означало всемерное развитие новых социалистических форм организации товарного обращения — государственной и кооперативной торговли. В переходный период от капитализма к социализму на основе социалистического обобществления основных средств производства наряду со стихийным рынком частных товаропроизводителей, существовавших в условиях многоукладной экономики, формируется планомерно организованный рынок. Задача состояла в том, чтобы, планомерно направляя развитие народного хозяйства к социализму, одновременно воздействовать на стихийный рынок с целью ограничения его капиталистической тенденции различными методами регулирования.
Регулирование в сфере товарно-денежных отношений и планомерное их использование стали возможными, поскольку решающие командные высоты находились в руках пролетарского государства.
Этот вопрос имел еще большее значение в условиях Казахстана, где использование товарно-денежных отношений сыграло решающую роль в разложении патриархально-феодальных отношений, натурального и полунатурального характера хозяйства, в конечном счете, в обеспечении победы социалистических форм производства.
Использование товарно-денежных отношений для победы социалистических форм производства осуществлялось посредством развития кооперации, через систему заготовок и кредита, механизм ценообразования и налоговую политику.
Серьезную работу в развитии торговли и овладении товарооборотом были призваны сыграть акционерные общества, которые занимались заготовками сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности. В Казахстане в начале 20-х гг. действовали отделения обществ "Хлебопродукт", "Кожсырье", "Шерсть". Так, краевая контора "Хлебопродукт", функционировавшая с 1 августа 1922 г., имела оборотный капитал на ту же дату: по Оренбургской губернии — 9,3 тыс. руб., Актюбинской — 960 тыс., Кустанайской — 1,8 тыс. руб. Всего на территории Западного Казахстана имелось оборотного капитала на сумму 42 млн. руб. Задача Конторы заключалась в овладении хлебным рынком, массовой заготовке всех сельскохозяйственных продуктов с целью изъятия хлебных излишков, снабжения крестьян товарами повседневного обихода и заготовки сырья для промышленной переработки.
В осуществлении экономической смычки между государственной промышленностью и крестьянским хозяйством, в овладении рынком и вытеснении частного капитала главная роль отводилась кооперации. Развитию кооперативной торговли оказывалось всяческое содействие. Этому вопросу уделялось большое внимание на XI—XIII съездах партии. В их решениях указывалось, что коооперативная форма торговли является наилучшей и заслуживает наибольшей поддержки, что она должна играть все возрастающую роль в экономической смычке государственной промышленности с сельским хозяйством.
Потребительской кооперации предоставлялось право скупки излишков сельскохозяйственной продукции у крестьян и изделий кустарных промыслов для реализации. Она пользовалась правом на заключение договоров с предприятиями государственной промышленности по вопросам заготовки для них сельскохозяйственного сырья и реализации их готовой продукции.
Кооперации пользовались большими льготами в получении товаров, участвовали в планировании их производства, им на льготных условиях предоставлялся кредит.
Но в начале 20-х годов кооперация в Казахстане играла еще незначительную роль. Действующие кооперативы обслуживали главным образом городское население и очень слабо — сельскую местность.
Начиная с 1925 г. в результате принятых мер достигнуты значительные сдвиги в кооперировании населения Казахстана. На 1 августа 1925 г. первичных кооперативов здесь насчитывалось 832, из них казахских — 233. На данном этапе получили развитие простейшие формы сельскохозяйственной кооперации, обслуживающие сферу обращения.
Деятельность потребительской кооперации в Казахстане носила универсальный характер, она выступала проводником культуры нового социалистического строя, занималась организацией детских учреждений, кинофикацией населенных пунктов, проводила культурно-просветительную работу. Позже потребительская кооперация сосредоточила свое внимание на торговле товарами широкого потребления и заготовках сельскохозяйственных продуктов.
Развивалась и государственная розничная торговля. Если в 1925 г. государственная торговля в Казахстане занимала всего 2,3% общего товарооборота республики, то в 1928 г. ее доля поднялась до 14,2, а в 1939 г.— уже до 58%. Доля кооперативной торговли соответственно составила в 1925 г. 42,2%, в 1928 г.—55,7, а в 1939 г.—41,9%.
В середине 20-х годов не стояла задача вытеснения частника из сферы обращения сразу. Она заключалась в том, чтобы овладеть им, подчинить его общественному контролю. Эта установка еще в большей степени относилась к Казахстану. Секция торговли и кооперации Госплана РСФСР в заключении по соответствующему разделу первого пятилетнего плана КАССР отметила: «Обширность территории Казахстана, недостаточность торговой сети, особо затруднительные условия реализации продукции животноводства требуют исключительной осторожности при осуществлении политики вытеснения частного капитала с рынка Казахстана».
Однако по мере усиления государственного сектора экономики рамки деятельности частника в сфере торговли постепенно сужались. Удельный вес частного сектора в розничном товарообороте в 1925 г. составлял 55,5%, в 1928 г.—30,1, в 1930 г.— около 11%. В 1931 г. произошла полная ликвидация частного сектора в розничном товарообороте Казахстана.
В ограничении и вытеснении частного сектора в торговле были использованы такие рычаги воздействия, как усиление налогового обложения, ограничение и отказ в предоставлении кредита, повышение транспортных тарифов, снижение розничных цен и т. д.
Значительную роль в развитии товарооборота, в заготовке сельскохозяйственного сырья сыграли ярмарки. В условиях Казахстана большое значение имела развозная торговля, практиковавшаяся с середины 30-х годов.
Усиление государственной торговли было связано с передачей в 1935 г. кооперативной торговли в городах в ведение госторговли, а также с бурным ростом городов в годы индустриализации.
Национализация промышленности, успехи в социалистическом преобразовании сельского хозяйства и полная ликвидация эксплуататорских классов дали возможность завершить процесс обобществления сферы товарного обращения. В результате этого общественному характеру социалистического производства была создана адекватная сфера обращения.
Планирование обобществленной торговли в масштабе всей страны началось в 1924/25 г. С этого времени Наркомторг стал составлять и осуществлять квартальные планы завоза товаров. Контрольные цифры развития народного хозяйства, которые стали устанавливаться с 1925/26 г., включали и важнейшие показатели по развитию обобществленной торговли. Начиная с 1927 г. стало практиковаться составление планов завоза товаров для всех районов страны.
В целях осуществления перехода на систему предварительных заказов промышленности на производство товаров народного потребления выдвигалась задача изучения спроса населения. Однако в обстановке нехватки товаров, когда имело место превышение платежеспособного спроса над предложением, не было особой необходимости в проведении подобного рода мероприятий.
В результате победы колхозного строя возникла колхозная торговля. В Казахстане ее организация и развитие берут свое начало с 1932 г. Она сыграла важную роль в улучшении снабжения городского населения продовольствием, в получении колхозниками дополнительных денежных доходов и в стимулировании колхозного производства.
В организации развернутой социалистической торговли большое значение имела отмена в 1936/36 г, нормированного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, введенного в 1928/29 г.
Социалистическое обобществление торговли способствовало снижению издержек обращения, ускорению оборачиваемости оборотных фондов. Оно явилось одним из важных факторов повышения производительности общественного труда.
Торгово-заготовительная сеть, которая быстро росла и повсеместно внедрялась, охватывая население самых отдаленных районов республики, сыграла большую роль в подъеме товарности сельскохозяйственного производства. Результаты деятельности разветвленной торгово-заготовительной сети имели общегосударственное значение, так как КАССР являлась одной из основных баз сельскохозяйственного сырья, а от состояния сырьевого рынка зависели некоторые отрасли союзной промышленности, а также благосостояние местного населения.
На территории Казахстана заготовительные операции сырья производились в значительных размерах, которые зависели от многих факторов, прежде всего от состояния сельского хозяйства республики, от политики цен на сырье и т. д.
В соответствии с потребностями обрабатывающей промышленности и экспорта заготовки непрерывно росли. В 1922 г. на основе заключенных заготовительными организациями сделок подлежало к вывозу из КАССР шерсти, кожи крупной и мелкой, пушнины, рыбы разной, соли более чем на 1 млн. руб. В 1924 г., согласно заготовительным планам, составленным с учетом уровня заготовки истекшего года и ресурсов, которыми располагали заготовительные органы, нужно было заготовить различного сырья, скота и хлеба всего на сумму свыше 10 млн. руб., из них государственными органами — на 6800 тыс. руб., кооперацией — на 3 млн. руб. Из этих заготовок предполагалось вывезти в центральные районы страны приблизительно на 6750 тыс. руб., на экспорт — на 1200 тыс. руб., для внутреннего потребления предназначались заготовки на 2 млн. руб. Здесь речь идет о заготовках, произведенных государственными и кооперативными организациями, в действительности заготовки осуществлялись различными другими заготовителями в более значительных размерах.
Успехи, определившиеся в восстановлении и в дальнейшем развитии сельского хозяйства Казахстана, с одной стороны, рост потребностей развивающейся промышленности страны в годы индустриализации — с другой, обусловили резкое возрастание размера заготовок. Общий объем заготовок и темпы их роста в первые годы первой пятилетки могут быть охарактеризованы следующими данными: в 1927/28 г. общий объем заготовок по Казахстану составил 104,3 тыс. руб., в 1928/29 г.—184,2 тыс. руб., а в 1929/30 г.—207,1 тыс. руб. Если размер заготовок за 1927/28 г. взять за 100%, то рост их за 1928/29 г. составит 176,9, за 1929/30 г.—199% к уровню 1927/28 г.
В процессе социалистического строительства значительно усилилось плановое воздействие государства на рынок сельскохозяйственных товаров. Возросла роль государственных органов и кооперации в их заготовках.
Победа колхозного строя привела к серьезным изменениям в области заготовок сельскохозяйственных продуктов. В 1933 г. контрактационная система заготовки зерновых продуктов была отменена и заменена системой обязательной сдачи-продажи части валовой продукции зерновых государству по установленным государством плановым ценам. Были установлены обязательные поставки мяса, молока, масла, риса, картофеля и ряда других сельскохозяйственных продуктов. Такая система заготовки диктовалась объективными условиями того времени, необходимостью сосредоточения в руках государства сельскохозяйственных продуктов для снабжения населения городов и промышленности и создания госрезерва. Но система обязательных поставок снижала роль товарного производства, ограничивала возможности наиболее полного использования закона стоимости. Она была вызвана особыми условиями, при которых происходило строительство социализма в СССР, и вполне оправдала себя.
В этот период произошли серьезные изменения в практике планирования сферы обращения. В результате того, что в руках государства сосредоточивалась основная масса товаров, совершенствовалось планирование всех звеньев государственной и кооперативной торговли. Вне сферы государственного планирования находился колхозный рынок, но он подвергался экономическому воздействию со стороны государственной и кооперативной торговли.
В переходный период политика цен явилась важным орудием борьбы социалистического государства против частнокапиталистических элементов. В политике ценообразования Советское государство исходило из необходимости стабилизации общего уровня цен, установления правильного соотношения между ценами на промышленные и сельскохозяйственные товары для налаживания нормального товарообмена в стране. Чтобы обеспечить победу социалистических форм производства и обращения, осуществлялась политика планомерного отклонения цен товаров от их стоимостей.
Расхождение между индексами промышленных и сельскохозяйственных цен к концу восстановительного периода значительно уменьшилось. Однако «ножницы» цен на промышленные и сельскохозяйственные товары сохранялись. Уровень заготовительных цен сельскохозяйственной продукции был значительно ниже уровня розничных цен промышленных товаров, покупаемых крестьянами. Однако это положение не могло быть устранено, так как разница в ценах выступала как один из источников получения средств, необходимых для индустриализации страны.
С победой колхозного строя возникли новые условия для ценообразования. В государственной и кооперативной торговле цены стали устанавливаться в плановом порядке. На сельскохозяйственные товары существовали заготовительные, закупочные цены и цены колхозного рынка. Заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию были значительно ниже, а закупочные цены ближе к ее стоимости. При помощи заготовительных цен изымалась часть чистого дохода колхозов на общегосударственные нужды.
Система государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов и установление заготовительных и закупочных цен давали возможность в определенной степени материально заинтересовать колхозы и колхозников в развитии производства и сосредоточить в руках государства необходимое количество продовольствия и сырья для удовлетворения потребностей в них населения городов и промышленности.
С начала 20-х годов производилось снижение цен на средства производства. Цены на них устанавливались значительно ниже их стоимости, что обеспечивало перераспределение национального дохода на нужды индустриализации страны. Низкие цены на средства производства способствовали ускорению механизации основных отраслей социалистического производства. Однако такие цены не возмещали затраты предприятий на производство продукции. Например, фактическая себестоимость одной тонны Карагандинского угля (за 4 месяца) в 1932 г. составила 181). 12 к., плановая за 1933 г.—16 р. 42 к., фактическая в 1933 г.— 15 р. 97 к., а цена тонны угля — 12 р. 87 к. Несмотря на определенные успехи в снижении себестоимости тонны угля, затраты на ее производство не покрывались из-за низкого уровня оптовой цены.
Низкие цены, не возмещая себестоимости продукции, подрывали основы хозяйственного расчета, стимула к борьбе за экономию сырья, топлива, материалов. И в то же время в период индустриализации такая политика ценообразования вполне оправдывала себя. Чтобы создать для предприятий возможность возмещать затраты посредством реализации своей товарной продукции, в 1936 г. были повышены оптовые цены на промышленную продукцию. Но добиться полностью рентабельной работы промышленности не удалось.
Необходимость усиления борьбы против частного капитала и обеспечения успешного развития социалистической экономики потребовала расширения кредитных отношений и использования кредита для концентрации денежных средств и планомерного их использования на нужды народного хозяйства.
Кредит преимущественно предоставлялся государственным предприятиям промышленности, торговли и кооперации. Кредитная система использовалась для укрепления общественного сектора хозяйства, ограничения и вытеснения капиталистических элементов. В числе банковской клиентуры были и представители частного сектора в экономике. В отношении каждого такого клиента, претендующего на получение кредита в учреждении Госбанка, ставилась задача определить его место в местной экономической жизни, размеры наценок на продаваемые товары и его платежеспособность. Из числа банковской клиентуры исключались частные оптовики и представители розничной торговли с ярко выраженным хищническим, спекулятивным характером своей торговой деятельности. Такая позиция кредитными учреждениями была занята с самого начала. Так, процентное соотношение клиентуры Конторы Госбанка по задолженности на начало октября 1924 г. определялось следующим образом: государственные органы — 61%, кредитные учреждения — 22, кооперации — 14 и частные лица и предприятия — лишь 1,5% .
Классовый характер кредитной политики выражался не только в преимущественном кредитовании предприятий государственного сектора и кооперации, но и в готовности учреждений Госбанка оказывать им всякое содействие. Когда заемщик — государственная или кооперативная организация — оказывался в тяжелом положении, учреждение Госбанка, не становясь на формальную позицию, старалось выявить всю возможность прийти на помощь и вывести клиента из финансового затруднения. Такая линия проводилась в отношении деловой, работоспособной организации, которая при содействии извне может быстро встать на ноги. Если организация оказывалась нежизнеспособной и доводила себя до состояния безнадежности в смысле финансового к ней доверия, тогда безоговорочно приостанавливалось ее кредитование.
Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства связаны с возрастанием роли кредитной системы. В Казахстане постепенно увеличивались кредитно-расчетные и кассовые операции республиканских учреждений Госбанка. О непрерывном росте кредитных ресурсов и роли кредита в развитии социалистической экономики свидетельствуют следующие данные. Если в 1932 г. задолженность всех хозяйственных организаций банку составляла в течение года в среднем 318,6 млн. руб., то в 1934 г.—440,2 млн. руб. (или 140% к 1932 г.). В 1928—1932 гг. выдача кредитов в Казахстане возросла до 2600 млн. руб.
При оборачиваемости кредитов в среднем пять раз за год кредитные вложения в 1932 г. составили 1593 млн. руб.и в 1934 г.— 2201 млн. руб. По основным отраслям народного хозяйства банковский кредит за 1932—1934 гг. использовался в таких размерах (средний годовой остаток задолженности в млн. руб.):
1932 г.1933 г.1934 г.
Промышленность38,544,669,9
Сельское хозяйство85,191,4103,9
Товарооборот45,457,6111,9
В развитии сельского хозяйства значительную роль сыграли кредитные вложения. В 1932—1934 гг. они возросли по полеводству на 70%, по животноводству на 226% 17. Кредитные вложения Госбанка в народное хозяйство Казахстана значительно превышали местные ресурсы, что свидетельствовало об особом внимании, которое уделялось союзным правительством удовлетворению возрастающих потребностей республики.
Большое значение для развития сельского хозяйства и улучшения заготовки денного сырья имело изменение системы кредитования заготовок. В соответствии с постановлением СНК СССР от 20 июня 1935 г. уч реждения Госбанка стали предоставлять заготовительным организациям и промышленным предприятиям кредиты на образование запасов сельскохозяйственно го сырья без ограничения лимитами независимо от состояния других расчетов заготовителей с банком.
Значение кредитной системы еще более возросло в период индустриализации, хотя здесь решающую роль в мобилизации средств играл государственный бюджет.
Возникновение и становление государственного страхования в Казахстане относится к началу 20-х годов. Государственным страхованием уже в 1926 г. было охвачено 34% крестьянских хозяйств, а в Кустанайской губернии — 73%. Чтобы усилить роль Госстраха в проведении политики коллективизации сельского хозяйства, в 1929 г. добровольное страхование имущества государственных и кооперативных предприятий и организаций было полностью заменено обязательным. Предусматривались различные ставки платежей и нормы страхового обеспечения для колхозов и единоличных хозяйств. Начиная с 1933 г. страхование имущества последних было прекращено совсем.
Сильным оружием в руках государства в планомерном развитии социалистической экономики, в борьбе против капиталистических элементов была налоговая политика. Для увеличения изъятия прибылей у частного капитала в 1926—1929 гг. налоговая система подвергалась перестройке. Возросли подоходный налог, ставки промыслового налога, был введен налог на сверхприбыль.
Вопрос о налогах более подробно будет рассмотрен в III главе данной работы. Здесь ограничимся показом классового характера налоговой политики Советского государства. В переходный период налоговая политика явилась орудием ограничения и вытеснения капиталистических элементов и улучшения материального положения бедняков и середняков, пользовавшихся значительными льготами. Так, только с 1928/29 по 1929/30 г. на основе повышения шкалы индивидуального обложения с 53 900 кулацко-байских хозяйств было получено 14,2 тыс. руб., что составляло по отношению ко всему сельскохозяйственному налогу 34,7% Иная политика проводилась в отношении трудящихся.
Налоговые льготы, которыми пользовались беднота и середняки, характеризуются следующими данными: в 1928/29 г. было освобождено от налога 30,2% бедноты, в том числе по казахским хозяйствам — 36,6%, по европейским хозяйствам — 22,3%, средний размер налога на одно середняцкое хозяйство составлял 25,6 руб. А в 1929/30 г. было освобождено от обложения налогом уже 36,1% бедноты, из них по казахским хозяйствам — 39,9%, по европейским хозяйствам — 29,8%, а средний размер на одно середняцкое хозяйство значительно снизился — он равнялся 15,3 руб. Практиковавшееся в то время самообложение использовалось как экономическая мера воздействия, как средство борьбы с кулачеством и байством.
Особенности использования товарно-денежных отношений были связаны со специфическими условиями переходного периода в Казахстане. Развивавшиеся товарно-денежные отношения вели к ломке господствовавших во многих районах Казахстана патриархальнофеодальных отношений, что сопровождалось ограничением и вытеснением феодально-капиталистических элементов, улучшением жизненных условий бедноты, их осереднячиванием.
Возникновение и расширение государственной и кооперативной торговли, вытеснение частного капитала в сфере обращения способствовали материальному стимулированию производства, развитию производительных сил края, повышению культуры местного населения.
Использование денежной системы и кредита дало возможность мобилизовать все ресурсы республики для успешного развития ее экономики.
В переходный период происходило планомерное изменение всех’о уклада жизни, в том числе менялись бытовые условия казахского народа. Социалистические формы производства и торговли имели решающее влияние па вытеснение архаичных форм одежды, предметов повседневного обихода у казахов, которые были постепенно изъяты из сферы производства и обращения. Этими вопросами специально занимались в Кязгосплане. Так, в 20-х годах функционировала Комиссия по реформе личного и семейного быта казахского народа в составе представителей Госплана, СНК, НКздрава, НКзема, общества изучения Казахстана и др.
Вопросы планомерного развития экономики и использования товарно-денежных отношений в переходный период нашли свое правильное разрешение в ожесточенной борьбе с буржуазными концепциями. Буржуазные экономисты полагали, что высшим критерием рациональности хозяйства является его конкурентоспособность на свободном рынке; способность к конкуренции является автоматическим регулятором производства.
Одной из задач нэпа являлось, преодоление рыночной стихии посредством планирования и планомерное воздействие на нее. Между тем капиталистические элементы на плановом фронте "все свои надежды возлагали на расширение границ НЭПа и ограничение самого плана властью рыночной стихии".
Коммунистическая партия, разгромив носителей антисоциалистических концепций, исходила из марксистско-ленинской методологии планирования и использования товарно-денежных отношений, что является образцом в познании экономических законов развития общества и сознательном их использовании в социалистическом строительстве.