Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   2. Договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
 
 



 2. Договор на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Превращение науки в непосредственную производительную силу позволило связать деятельность научных коллективов с решением задач, стоящих перед производственными коллективами. Такая связь может выступать в форме творческого содружества коллективов и в форме эквивалентно-возмездных отношений, облекаемых в оболочку гражданско-правового договора. Укрепление хозрасчетных начал в деятельности как предприятий и производственных объединений, так и научных учреждений повышает значение рассматриваемых договоров.

Основы и ГК не содержат норм, посвященных таким договорам. Наиболее важным специальным актом является Типовое положение о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских (внутриведомственных) заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и приложенный к нему Типовой договор, утвержденные постановлением Государственного комитета по науке и технике при Совете Министров СССР от 5 августа 1969 г. Отдельные стороны этого договора регламентируются Положениями о предприятии, производственном и научно-производственном объединениях, внутриведомственными и межведомственными актами и другими нормативными документами.
 
Рассматриваемый договор —это соглашение, в силу которого организация-исполнитель обязуется выполнить в соответствии с планом и в установленный срок порученные ей научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а организация-заказчик обязуется оказывать исполнителю содействие в выполнении работ, принять их и оплатить.
 
Этот договор относится к числу плановых хозяйственных договоров. Он является консенсуальным, двусторонним и возмездным. В качестве его предмета выступает творческая деятельность научного коллектива, воплощаемая в различного рода рекомендациях по улучшению процесса производства, образцах оборудования, материалов и т. п. Чаще всего исполнителю по договору поручается решение какой-либо технической задачи. Но не только решение технической задачи может являться предметом договора. Например, Казахский государственный университет был исполнителем по договорам с Министерством строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР по теме: «Совершенствование договорных взаимоотношений генеральных подрядчиков с заказчиками и субподрядчиками». Результатом работы явилось создание рекомендаций о включении в тексты договоров и дополнительных соглашений условий, обеспечивающих защиту интересов генподрядчиков.
 
В качестве исполнителя по договору выступают научно-исследовательские учреждения, проектно-конструкторские и технологические организации, высшие учебные заведения и другие организации. Исполнитель может принять на себя выполнение всего объема работ либо привлечь для выполнения отдельных частей научных исследований или опытно-конструкторских и технологических разработок других соисполнителей. В таком случае между исполнителем и соисполнителями заключаются договоры, образующие в совокупности с договором между заказчиком и исполнителем систему генерального подряда.
 
Заказчиками выступают организации, предприятия и учреждения, для которых производятся соответствующие исследования. Так, в соответствии с п. 60 Положения о социалистическом государственном производственном предприятии предприятие «имеет право заключать с научно-исследовательскими, (проектными, конструкторскими организациями и высшими учебными заведениями договоры на разработку новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия, его цехов, участков, отделений и ферм, модернизации оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов, организации труда и производства».
 
Если исполнитель находится в подчинении министерства (ведомства)—заказчика, то взаимоотношения между ними определяются внутриминистерским (внутриведомственным) заказом, выдаваемым исполнителю министерством (ведомством). Типовое положение отграничивает договорную форму взаимоотношений исполнителя и заказчика от основанной на заказе. Договор заключается на основе плана, который может предопределять как заказчика, так и исполнителя, либо только одного заказчика. В последнем случае заказчик сам подыскивает себе контрагента по договору.
 
Проект договора может быть составлен как исполнителем, так и заказчиком. Типовое положение не содержит норм о порядке и сроках заключения договоров. Арбитражи, рассматривая споры по этим вопросам, руководствуются правилами, содержащимися в Положении о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам.
 
Подготовленный стороной проект договора с согласованным сторонами техническим заданием, программой работ, календарным планом выполнения работ, сметой и другими документами направляется другой стороне, которая должна в десятидневный срок подписать договор.
 
В договоре должны найти отражение наименование работы и каждого ее этапа, сроки исполнения работы в целом и отдельных этапов, стоимость работы и порядок расчетов, порядок сдачи-приемки этапов и работы в целом, ответственность сторон.
 
В соответствии с заключенным договором выполненные исполнителем работы должны быть приняты заказчиком по договору. Исполнитель сдает заказчику отдельные этапы и работу в целом. На сдачу-приемку работ составляется двусторонний акт. Если заказчик не обеспечивает приемку в течение срока, названного уведомлением исполнителя о готовности работы, исполнитель вправе составить односторонний акт, который служит основанием для расчетов. Заказчик вправе заявить претензии исполнителю по поводу выполненной работы в срок, обусловленный договором. При необходимости доработок составляется двусторонний акт с перечнем доработок и указанием сроков их осуществления.
 
В том случае, когда заказчик отказывается от приемки всей работы или отдельных этапов в связи с тем, что они, по его мнению, выполнены не в соответствии с заданиями и техническими требованиями, этот спор в силу его научно-технического характера подлежит разрешению вышестоящими организациями сторон. Расчеты за выполненные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы производятся на основании актов сдачи-приемки работ. Пункт 12 Типового положения устанавливает, что стоимость работ определяется сметными расчетами (калькуляциями). Законодательство не предусматривает последующих перерасчетов по фактическим затратам на основании отчетных калькуляций.
 
По мере готовности отдельных этапов заказчик перечисляет исполнителю промежуточные платежи.
 
В начале производства работ заказчик предоставляет исполнителю аванс до 25% стоимости работ с последующим зачетом этого аванса при оплате выполненных работ по степени их готовности и при окончательных расчетах по договору. Размеры и сроки перечисления аванса предусматриваются в договоре.
 
Госарбитраж СССР в Инструктивном письме №И-1-29 от 22 августа 1974 г. указал, что заказчики не вправе отказаться от оплаты выполненных работ по мотиву получения отрицательного результата, если таковой был получен при выполнении работы исполнителем в соответствии с согласованными сторонами техническими заданиями.
 
Типовое положение разграничивает подведомственность споров между заказчиком и исполнителем в зависимости от характера споров. Все споры научного и технического содержания разрешаются вышестоящими организациями сторон. Остальные споры, в том числе о применении мер ответственности за нарушение договора, разрешаются органами арбитража.
 
В случае недоброкачественного выполнения работ исполнитель обязан в кратчайший технически возможный срок, согласованный с заказчиком, за свой счет устранить допущенные дефекты.
 
Типовое положение прямо не предусматривает возможности самостоятельного устранения заказчиком недостатков выполненной работы. Однако такая возможность вытекает из норм об обязанности исполнителя возместить заказчику фактические убытки (в сумме, не покрытой неустойкой, и не более предусмотренной договором стоимости работ), причиненные ненадлежащим качеством работ.
 
При неустранении в срок дефектов исполнитель уплачивает заказчику неустойку в размере 4% стоимости работ, подлежащих исправлению. Уплата неустойки не освобождает исполнителя от устранения дефектов.
 
За нарушение сроков выполнения отдельных этапов или работы в целом исполнитель уплачивает заказчику за просрочку до одного месяца неустойку в размере 1%,. а при просрочке свыше одного месяца — дополнительно неустойку в размере 2% стоимости не выполненной в срок работы.
 
Несвоевременная приемка заказчиком результатов этапов работ в целом влечет уплату им исполнителю штрафа в размере 50 рублей за каждый день просрочки, но не более 500 рублей. За неосновательный полный или частичный отказ от акцепта платежного требования заказчик уплачивает исполнителю штраф в размере 5% суммы, от акцепта которой заказчик отказался. За просрочку оплаты счета или перечисления аванса заказчик уплачивает исполнителю пеню — 0,04% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Действующее законодательство не предоставляет права сторонам по договору устанавливать дополнительные санкции за нарушение обязательств, предусмотренных Типовым положением и Типовым договором. Но если стороны предусмотрели дополнительные обязательства, то за их нарушение они вправе установить санкции.
 
На данный хозяйственый договор распространяются общие правила об исполнении хозяйственных договоров и ответственности за их неисполнение: применение санкций не освобождает стороны от необходимости реального исполнения договора; стороны при взаимном согласии могут повысить размер санкций; арбитраж вправе взыскать неустойку в повышенном до 50% размере при грубом нарушении договора или понизить размер взыскиваемой неустойки и др.