Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   2. Плановые предпосылки капитального строительства
 
 



 2. Плановые предпосылки капитального строительства

Основной формой государственного планирования капитального строительства является пятилетний план с разбивкой по годам. В нем устанавливаются задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, объемы капиталовложений, планы подрядных строительно-монтажных работ и др. Планы доводятся до каждого заказчика и строительно-монтажной организации.
 
Қ плановым предпосылкам договора подряда на капитальное строительство относятся план капитального строительства (план финансирования и план строительно-монтажных работ подрядной организации) и титульные списки строек. В свою очередь плановой предпосылкой включения стройки в титульный список является ее обеспеченность проектно-сметной документацией.

 

Титульный список характеризует основные показатели строительства: перечень объектов, их мощность, сметную стоимость, сроки начала и окончания выполнения работ. Детализация данных титульного списка на каждый год строительства производится во внутрипостроечных титульных списках.
 
Порядок утверждения титульных списков зависит от сметной стоимости строительства, назначения стройки (производственное, культурно-бытовое и т. д.) и других факторов. Этот порядок установлен постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 643 с последующими изменениями и дополнениями, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г., постановлением Совета Министров Казахской ССР от 11 сентября 1967 г. № 659.
 
Внутрипостроечные титульные списки утверждаются заказчиком по согласованию с подрядчиком. Споры по внутреппостроечному титульному списку разрешаются министерствами (ведомствами), которым подчинены заказчик и подрядчик.
 
В соответствии с инструктивным письмом Госарбитража СССР от 20 июня 1970 года № И-1-20 к спорам но внутри-построечным титульным спискам относятся споры о сроках начала строительства и ввода в действие основных мощностей и фондов, о распределении объемов капитальных вложений по стройке и некоторые другие.
 
 Включению стройки в титульный список предшествует разработка необходимой проектно-сметной документации. Проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основе технико-экономического обоснования необходимости строительства. В технико-экономических обоснованиях определяются основные технико-экономические показатели и ориентировочная стоимость строительства по укрупненным показателям.
 
Для объектов, строительство которых предполагается осуществлять по типовым проектам и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а также по технически несложным объектам, разрабатываются технорабочие проекты. Такое проектирование именуется одностадийным. Проектирование в две стадии —технический проект и рабочие чертежи — допускается для крупных и сложных промышленных комплексов, при необходимости применения сложной технологии производства, сложных архитектурно-строительных решений.
 
Проектно-сметная документация приобретает завершенное юридическое значение, пройдя через три этапа: согласование, экспертизу на утверждение.
 
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования и об усилении экономического стимулирования строительного производства» закреплено важное правило о том, что после согласования заказчиками с подрядными организациями и утверждения смет, сметная стоимость строительства объектов является окончательной.
 
Изменение объемов работ возможно лишь до 15 марта текущего года и только в случае изменения министерствами и ведомствами СССР и Советом Министров Казахской ССР утвержденных годовых планов капитальных вложений и подрядных строительно-монтажных работ по стройкам и объектам в связи с итогами выполнения плана предшествующего года.
 
После утверждения Государственного бюджета до исполнителей доводятся планы финансирования капитальных вложений, определяющие размер сумм, выделяемых на каждую стройку. Наличие плана финансирования еще не означает реального предоставления средств заказчику. Для этого заказчик должен представить органам банка ряд документов: план капитального строительства, справку об утверждении проектно-сметной документации, титульный список и др., после чего производится открытие финансирования.
 
Органы банка могут отказать полностью или в части в финансировании строительства после того как договор заключен, если в процессе осуществления функций контроля ими будут установлены нарушения плановой дисциплины, например, несоответствие объема работ, указанного в договоре, титульным спискам, отсутствие надлежаще утвержденной проектно-сметной документации.
 
Капитальное строительство финансируется за счет средств, поступающих хозяйственным организациям в безвозвратном порядке из бюджета, за счет банковских кредитов, собственных накоплений организации или хозяйственной системы. Для обособления средств, предназначенных на капитальное строительство, от средств текущей хозяйственной деятельности, организациям, кроме текущего или расчетного счета, открывается специальный счет финансирования капитального строительства, с которого могут быть взысканы в принудительном порядке лишь суммы, признанные арбитражем или судом связанными с капитальным строительством.