Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   2. Структура договорных отношений по поставке
 
 



 2. Структура договорных отношений по поставке

Под структурой договорных отношений понимается субъектный состав договора.
 
Определение структуры договорных отношений по поставке сводится в значительной мере к решению вопроса о том, должен ли договор заключаться предприятием-изготовителем продукции (товаров) непосредственно с предприятием-потребителем (простая договорная связь) либо с посредническими звеньями снабжения — снабженческо-сбытовыми, комплектующими организациями, оптовыми базами торговли и т. п., которые в свою очередь заключают договор с предприятиями-потребителями (сложная договорная связь).
 
Установление прямых договорных отношений между изготовителями и потребителями продукции (товаров) дает возможность постоянных контактов между ними и способствует воздействию потребителей на производство. Положение о поставках продукции ориентирует на развитие рациональных прямых и длительных хозяйственных связей между предприятиями и организациями (п. 1), не исключая, однако, сочетания их со снабжением через снабженческо-бытовые базы в районах потребления продукции.
 
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. поставило задачу завершить в основном в 1980 г. перевод производственных объединений (предприятий) на такие связи (п. 18).

 

В ряде случаев участие снабженческо-сбытовых организаций в договорных отношениях поставки необходимо. Они производят подсортировку полученной от разных поставщиков продукции (товаров) и обеспечивают таковой потребителей. Потребителям нередко выделяется по фондам количество продукции (товаров) меньше установленной транзитной нормы. Изготовитель не может в ущерб производственному процессу непосредственно отгружать множеству потребителей мелкие партии изделий, выделенных каждому потребителю. Снабженческо-сбытовая организация (оптовая база торговли), участвуя в договорных отношениях, может отгружать продукцию (товары) нескольким потребителям в адрес расположенной в районе их деятельности снабженческо-сбытовой организации (оптовой базы торговли).
 
При сложных договорных связях поставщик и покупатель, непосредственно заключившие договор поставки, могут перекладывать его исполнение на указанных ими (обычно в отгрузочных разнарядках или иных документах) изготовителей, отправителей, получателей продукции. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно ст. 163 ГК Казахской ССР несет сторона, заключившая договор, кроме случаев, когда договором или законом ответственность возлагается на непосредственного исполнителя.
 
Важное значение имеет установление и развитие прямых длительных хозяйственных связей, направленных на долголетнее содружество предприятий-изготовителей и потребителей продукции и соответственно долгосрочных между ними договоров. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. предусмотрено, что при прямых длительных хозяйственных связях договоры между производственными объединениями (предприятиями), органами Госснаба и организациями торговли должны заключаться на пятилетний период с распределением в них объема поставляемой продукции в групповом ассортименте по годам. Ассортимент продукции, подлежащей поставке в предстоящем году, уточняется не позднее, чем за полтора месяца до начала года (п. 18.). Госснаб СССР 11 ноября 1973 г. одобрил Примерный договор на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям. Договор разработан с участием министерств и ведомств, согласован с Госарбитражем СССР и рекомендован для применения предприятиям, производственным объединениям (комбинатам) с учетом особенностей производства и поставки отдельных видов продукции.
 
Оптовая торговля. Структура договорных отношений по поставке предусматривает также материально-техническое снабжение производственных объединений (комбинатов) и предприятий путем оптовой торговли. Накопился определенный опыт развития этой формы материально-технического снабжения, обобщенный в Положении об оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения, утвержденном постановлением Госснаба СССР от 15 апреля 1975 года № 30. Положение согласовано с Госарбитражем СССР.
 
По Положению (п. 1) оптовая торговля осуществляется по всей продукции, реализуемой по прямым длительным хозяйственным связям, а также по продукции, переданной на распределение главным управлениям и управлениям материально-технического снабжения (далее для сокращения ГУМТС и УМТС). Оптовая торговля через территориальные снабженческо-сбытовые организации осуществляется с их баз, складов и магазинов и транзитом, как по лимитам, так и без лимитов. Перечни продукции, реализуемой без лимитов, определяются /ГУМТС и УМТС с учетом конкретных условий, складывающихся в планируемом году, а также данных союзглавснабсбы-та о сбалансированности ресурсов с потребностью и сообщаются потребителям до представления ими в вышестоящие органы проектов годовых планов (п. 5). Перечни устанавливаются ежегодно и включают сотни наименований изделий.
 
Взаимоотношения между территориальными снабженческо-сбытовыми организациями и производственными объединениями, предприятиями, строительными организациями и другими основными потребителями оформляются долгосрочными договорами на организацию снабжения, в которых предусматриваются обязательства сторон по реализации продукции оптовой торговли. С остальными потребителями договорные взаимоотношения по оптовой торговле устанавливаются путем принятия снабженческо-сбытовыми организациями к исполнению заказов потребителей.
 
Потребитель может отказаться полностью или частично от получения продукции, предусмотренной принятым к исполнению заказом, за исключением случаев, когда продукция заказана специально для него (п. 10). По вопросам, не урегулированным Положением об оптовой торговле, стороны руководствуются Положением о поставках продукции и другими нормативными актами о поставках (п. 12).
 
Гарантированное комплексное снабжение предприятий. Это сравнительно новый прогрессивный вид снабжения. Суть его в том, что территориальные органы материально-технического снабжения заключают договоры с предприятиями и стройками, гарантируя последним поставку ресурсов по согласованным графикам, а предприятия передают органам снабжения не только фонды на соответствующую продукцию, но и запасы материалов, склады, а также свой обслуживающий снабжение персонал с фондом их заработной платы. Территориальные снабженческо-сбытовые организации получают от поставщиков предприятий продукцию по выделенным фондам и обеспечивают поставку по графикам в случае надобности со своих складов. Эффективность этого вида снабжения обеспечивается тем, что снабжающие организации могут маневрировать материальными ресурсами, в том числе со своих складов, гарантируя снабжение предприятий в полном объеме плана производства. Перевод на гарантированное снабжение производится на основе совместных приказов Госснаба СССР и соответствующих промышленных министерств. Дальнейшее развитие гарантированного комплексного снабжения производственных объединений, предприятий и организаций материальными ресурсами по договорам с органами Госснаба СССР предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. (п. 19).
 
В настоящее время гарантированное комплексное снабжение производственных объединений (комбинатов) промышленности осуществляется по договору с управлением материально-технического снабжения, по которому управление обязуется поставлять продукцию по выделенным фондам со своих баз, складов, магазинов, а также транзитом. Поставка может производиться и в порядке оптовой торговли. Количество, ассортимент, качество и сроки поставки определяются согласованными заказами (спецификациями) и принятыми к исполнению нарядами. Договор заключается на период действия перспективного плана развития народного хозяйства и продлевается без дополнительного согласования на период действия следующего перспективного плана развития народного хозяйства. Примерный договор на организацию материально-технического снабжения объединения (комбината), согласованный с Госарбитражем, утвержден постановлением Госснаба СССР от 15 апреля 1975 г. № 30. По вопросам, не урегулированным договором, применяются нормы Положений о поставках и об оптовой торговле.
 
Пункт 17 Положения о поставках продукции предусматривает структуру договорных отношений по поставке путем заключения потребителями со снабженческо-сбытовыми организациями договоров на реализацию выделенных потребителям фондов.
 
Долевые договоры. При всех видах договорных отношений Положения о поставках допускают заключение долевых договоров. Как поставщик, так и покупатель могут привлекать к долевому участию в договоре другие предприятия и организации. Дольщики принимают непосредственное участие в разработке всех условий договора, подписывают его и несут ответственность за выполнение обязательств каждый в своей доле. Они состоят в непосредственных отношениях с другой стороной договора. Чаще всего долевые договоры применяются при поставке товаров народного потребления организациям государственной и особенно кооперативной торговли. Долевые договоры, при соблюдении требований Положения о поставках, упрощают структуру договорных отношений, количество заключаемых договоров.
 
Структура договорных отношений по неплановым договорам, как правило, определяется соглашением сторон. Однако при поставке продукции, не распределяемой в плановом порядке, правовое значение имеют сложившиеся длительные прямые связи между предприятиями — изготовителями и потребителями. Поставщик не вправе в одностороннем порядке нарушать эти хозяйственные связи. Возникающие при заключении договора разногласия в этих случаях разрешаются в арбитражном порядке (п. 23 ППП, п. 19 ППТ).
 
Госарбитраж СССР в Инструктивном письме от 31 октября 1975 г. И—1—26 разъяснил, что хозяйственные связи считаются сложившимися и длительными, если между поставщиком и покупателем заключался договор на поставку продукции, не распределяемой в плановом порядке, не менее двух лет подряд (п. 25).