Главная   »   Импрам, достойный ханов...   »   «ЧЕРНЫЙ» БЕЛЕЙШИЙ АБАЙ
 
 



 «ЧЕРНЫЙ» БЕЛЕЙШИЙ АБАЙ

 

 

Популярной эстрадной певице Алле Пугачевой приписывают следующую фразу, оброненную, якобы, во время алматинских гастролей: «Пою во дворце, возле которого стоит черный мужик...» Первоначальная моя реакция на эту легкомысленную фразу была возмущенной. Затем, успокоившись, я подумал: «Невежество известной гастролерши простительно — она целиком и полностью занята собственной персоной. Куда уж там утруждать себя вопросами: «А кто он, этот «черный мужик»? И почему ему поставлен памятник возле Дворца республики? Какое наследие оставил он своему народу?..» Ну, а как наши земляки? Вдруг для части их белейший Абай тоже — «черный мужик»? Терзаясь этим вопросом, направился я ко Дворцу республики,
 
И вот — у памятника Абаю, там, где начинается проспект, носящий его имя. Обращаюсь к прохожим: «Не сочтите за бестактность, но… что Вы знаете об Абае?» Многие уклоняются от ответа, им не нравится «экзаменовка», пусть и предложенная в тактичной форме. Понимаю этих людей, повторно приношу свои извинения… Другие — охотно вступают в разговор, делятся своими познаниями и мнением.
 
Пожилой казах, грузный, страдающий одышкой:
 
— Хорошо, что задаете такой вопрос. С удовольствием отвечу:
 
— Абай — величайший казахский поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы и литературного языка.
 
Двое смешливых школьников, Петя и Бася:
 
— Абай — казахский бард. Он сочинял стихи и пел свои песни под домбру. Молодежи это нравилось. Старикам — тоже.
 
Жанат и Сауле, молодожены, пришедшие к памятнику, чтобы возложить цветы:
 
— Это радость и гордость нашего народа. В этот светлый для нас день мы пришли поклониться Абаю и получить его благословение. У каждого из нас были свои предки. Есть у всех нас и общий предок — Абай. Его благословение для нас священно.
 
Иван, худощавый и импульсивный, лет 45:
 
— Абай, насколько я знаю, поэт. А я стихов не читаю. Не до них, знаете. Жизнь пошла тяжелая… А вообще, Абая я уважаю. Говорят, справедливый был человек.
 
Акбота, молодая, артистичной внешности, нарядно одетая женщина лет 35:
 
— Отец назвал будущего акына Ибрагимом. Мать Улжан и бабушка Зере прозвали его ласково — Абаем. Это означает — старший брат, широкий. Да, великий акын был старшим братом для всех, широк духом, как море. Лично меня пленяет взгляд Абая на женщину. Он считал, что для своего мужа жена — близкий друг, равноправный товарищ, от которого зависят благо и счастье домашнего очага. Для того времени такие взгляды были глубоко прогрессивны. К сожалению, и в настоящее время они не внедрены по-настоящему в нашем обществе.
 
Ибрай, журналист, 37 лет, начав задумчиво и все более воодушевляясь:
 
— Абай… Как он оправдывает свое имя! Ведь Абай был не только величайшим поэтом, философом, композитором, исполнителем песен и стихов, оратором, но и советником и печальником народа. К нему шли, ехали за решением тяжб с самых отдаленных мест Степи. Знали, там, где и уполномоченные бии и волостные ничего не решат, Абай верно разберет, примирит, посоветует, свершит правый суд. И сделает это не холодно, одним взвешивающим все точно рассудком, но и с живым участием и сочувствием. Какой достойнейший пример для нынешних «слуг народа», любящих на досуге порассуждать о своем «заботе о нуждах народных», а на деле озабоченных лишь решением собственных проблем! Насколько мельче они Абая!
 
Кенен, педагог-филолог:
 
— Земля казахская щедра на поэтические дарования. Но такого, как Абай, поэта не было, нет и не будет. Очень точно сказано о нем: «Абай родил сто поэтов, а сто поэтов не могут родить одного Абая». Абай оставил после себя богатейшее творческое наследие: проникновеннейшие собственные стихи и песни, поэтические переводы Пушкина, Лермонтова, Крылова, Полонского, Дельвига, Байрона, Геге, Мицкевича и других, поэмы «Искандер», «Масгут», «Сказание об Азиме», 45 слов-назиданий (гаклий), очерк «Несколько слов о происхождении казахов» и письма. Эти произведения, помещающиеся в один-два объемистых тома, заключают в себе целый океан чувств и мыслей. А сколько блестящих учеников оставил после себя Абай!
 
Иванов, разнорабочий:
 
— Абай — красивая фамилия. Но, я, к стыду своему, ничего о нем не знаю. Надо будет на досуге почитать что-нибудь из Абая. В моей библиотечке, по-моему, нет Абая. Все равно, надо будет достать и почитать.
 
Дина Рахметова, домашняя хозяйка, пенсионерка:
 
— Абай был остер на язык и в споре не знал себе равных. Недаром он так пытливо изучал опыт акынов, участвующих в состязаниях — айтысах. Рассажу в подтверждение своих слов такой случай. Как-то Абай пришел в семипалатинскую библиотеку. Он был одет по-степному. И находящийся в помещении некий «высокообразованный» офицер произнес насмешливым тоном, полагая, видимо, что Абай не понимал по-русски: «С каких это пор в библиотеку стали наведываться верблюды?» Абай тут же отпарировал: «Почему бы не наведаться в библиотеку верблюду, если осел уже здесь!»
 
Федор Васильевич Палицын, книголюб со стажем:
 
— Абай поистине велик. И не только для своего народа, но и для всех других. Не случайно, его стопятидесятилетие отмечают во всем мире. Абай — по своей природе глубоко национален, народен и в то же время интернационален. В этом — основа его величия. А для казахов Абай — то же, что Пушкин для русских, Шекспир для англичан, Гете для немцев, Данте для итальянцев, Рабле для французов и так далее. Названные творцы — плоть от плоти, дух от духа своих народов и в то же время — общечеловеческие светила. Так и Абай!
 
Исраил Искандеров, студент:
 
— Три богатейших источника питали Абая — устное народное творчество казахов, лучшие образцы восточной поэзии и классическая русская, а через нее — и мировая литература. Это нужно знать, чтобы лучше понимать Абая.
 
Мырзабек Кобжасаров, военный:
 
— Нет у казахов поэта и мыслителя, который был бы ближе к народу, чем Абай. А ведь это глубоко выстраданная близость. Абай был сыном феодала Кунанбая и при желании мог бы жить припеваючи, что называется, горе не зная. А он постоянно ведал горе, болея всеми горестями своего народа, как своими личными. Оттого беднота любила и преклонялась перед Абаем, а знать — ненавидела и подвергала гонениям. Говорят, Абая прилюдно били плетью по лицу за его симпатии к простому люду. И еще говорят, Абая за это пытались даже убить.
 
Еркетай, школьник:
 
— Что-то читал. Какое-то стихотворение Абая. Какое — не помню. Но мы еще будем проходить Абая — в программе он есть.
 
После бесед у памятника я воспрянул духом. Нет, для большинства наших земляков, включая и неказахов, Абай — не «черный мужик». И это радует, вселяет надежды. И тем не менее, обольщаться не следует. Даже тот, кто сумел однажды открыть для себя Абая, не может быть уверен, что сумел сделать это раз и навсегда. Абая нужно открывать вновь и вновь, с восторгом и трепетом обнаруживая в нем все новые и новые глубины. Ибо Абай неисчерпаем, как Философия, Поэзия и Жизнь.
 
… Вспоминаю, как взрослые просили меня, тогда еще пятилетнего, исполнить песни Абая. Я пел. На глаза у немолодых уже дяденек и тетенек наворачивались слезы. Ужасно гордясь, я размышлял: «Как здорово пою! Взрослые плачут, слушая мое пение...» Позже пришло понимание. Эти дяденьки и тетеньки плакали, слушая Абая — даже в моем незрелом, детском, исполнении.
 
Как жаль, что знаменитая Алла Пугачева не слышала песен и стихов, не читала философских притч Абая. Или хотя бы не удосужилась спросить, как зовут ту личность, памятник которому возвышается возле Дворца республики. Общение с Абаем многое дало бы певице, которая, казалось бы, везде была, все видела и со всеми общалась...
 
А вот что сообщает о Абае Национальная Академия наук Казахстана: «Абай (Ибрагим) Кунанбаев — великий поэт и мыслитель казахского народа, основоположник казахского литературного языка. Литературное творчество Абая явилось качественно новым этапом в развитии не только художественного, но и общественно-политического, философского мышления современного ему общества конца XIX и начала XX веков. Историческая заслуга Абая Кунанбаева как художника и мыслителя состоит в том, что он в своем творчестве сумел выразить актуальнейшие проблемы и противоречия своего времени с непревзойденной глубиной и правдивостью.
 
Обстоятельно изучив и критически переосмыслив духовные сокровища родного народа и великие творения русской, западноевропейской, восточной культур, Абай существенно расширил горизонты казахской словесности. Неизмерима глубина его воздействия на дальнейшее развитие общественного сознания казахского народа.
 
Его стихи, переводы произведений русских и западноевропейских авторов, философские размышления (слова назидания) по своему духу, форме и содержанию явились новым словом, этапным открытием в истории казахской литературы.
 
Являясь глубоко народным поэтом, Абай в то же время сумел подняться на уровень учителя общечеловеческого масштаба. Совет ЮНЕСКО недавно принял решение включить его имя в число выдающихся людей, юбилей которых будет отмечен в 1995 году мировым сообществом».
 
Таковы отзывы о Абае, выдающемся представителе «черной» кости казахов феодального прошлого, «черном мужике», который был духом белее белых!
 
<< К содержанию                                                                                Следующая страница >>