ТОГЖАН И АЙГЕРИМ — ДВЕ МУЗЫ АБАЯ
И вновь — перед нами «Путь Абая» Мухтара Ауэзова и в нем, как в магическом кристалле, — пленительные черты возлюбленных Абая...
Первая встреча.
«Тогжан была удивлена почетом, который оказывал ее отец молодому гостю. Абай не раз встречался взглядом с ее черными, обращенными на него глазами. В них светилось не равнодушное любопытство, а пристальное, глубокое внимание».
Увы, судьба была против этого союза.
«И его память обжигало теплое дыхание прекрасного, единственного существа, навеки овладевшего его душою… Тогжан… Тогжан, далекая, оторванная от него кровавыми боями и схватками!… Точно горы и пропасти пролегли между ними… Как часто думал Абай о ней! Робкие, нежные песни сердца, сложенные им этой зимой, все были посвящены ей. В течение зимы он написал небольшой сборник песен под названием «Первые звуки — твоему лучезарному лику» и закончил давно начатые стихи: «Ты встаешь в моем сердце, рассвет любви».
Первое свидание.
«Тогжан была сильно смущена. Она еле слышно ответила на приветствие Абая и вся залилась румянцем, но румянец поминутно сменялся бледностью. Горячая кровь, не умеющая хранить тайны, выдает все, что скрывает душа, — волнение сердца, стыд, боязнь и надежду».
— Первое объяснение.
«— Тогжан… Ты слышала мой салем? — спросил он наконец. — Его слова рождены тоской по тебе, думами о тебе… Ты выслушала их?
—… Слышала, Абай! Ваши песни очень хороши!
Первое прикосновение.
«И Абай, подойдя к ней, взял ее нежную белую руку.
Тогжан вздрогнула и застенчиво убрала руку».
Знакомство жениха и невесты — Абая и Дильды, по воле родителей, знакомство.
«Тогжан была далеко. Почему она не явится перед ним сейчас крылатым видением?»
Абай женат, но в мыслях его — Тогжан.
«Встретившись на людях, они оба смутились и едва смогли поздороваться».
Это было смущение, пришедшее на смену тоске. А вслед за смущением...
«Песня соединяла их сильней и ближе самого крепкого объятия. Это была певучая радость — радость двух сердец, рвущихся друг к другу и торжествующих в своем победном слиянии».
И вновь — тоска разлуки.
«Они так давно любят друг друга… Но как мало было у них радостей, как редко удавалось встречаться...»
Что вызвало новую любовь Абая — бесплодная, безнадежная тоска по Тогжан или же?..
«Последней вошла девушка, поразительно похожая на Тогжан.… Девушка подошла и села. Абай был в каком-то полузабытьи».
Что происходит с Абаем?
«Перед его глазами изгибаются брови Тогжан… или Айге-рим… Он любуется их безупречной и жаркой красотой...
Словно вычерчен двух бровей полукруг —
Образ юной луны красавицы дан...
Ему кажется, что юная луна сошла со своей высоты и, избрав Абая — или узнав его? стала рядом. И чем теснее эта близость, тем легче льются стихи. Он с радостью чувствует возвращение юности — и, как в юности, будущее играет перед ним степным миражем, маня и обещая.
Да, он снова нашел свою молодость, счастливую и полную, нашел с замиранием сердца, с восторгом, и вместе с ней почувствовал стремительные взмахи крыльев песенного дара, лениво спавшего в его сердце. Счастье разбудило его, стихи рождались без конца. Словно птицы, вырвавшиеся из неволи, они порхают, плывут, играют, наслаждаясь простором, взмывают вверх… Обрывки напевов нагоняют их, сливаются с ними, исчезают и возвращаются...»
Так кого же любил Абай — Тогжан или Айгерим?
«И вот сегодня Тогжан, недосягаемая, далекая Тогжан, переступив через годы, полные печали и уныния, пришла к нему...
—… Я полюбил Айгерим, я хочу, чтобы она стала моей женой!»
Трудно складывается жизнь красавицы-певицы Айгерим среди родных Абая. Для них она — босячка из бедной семьи.
«Страшный облик знатного аула, вероломного и жестокого, стремящегося унизить и запугать человека, стоял перед ней, и петь она не могла».
А ведь люди попроще жаждут ее песен.
«—… Келин, келин петь будет… — проносится шепот».
Случилась трагедия — умер мальчик. По обычаю, мать должна оплакивать его. Но Карашаш не может оплакать свою потерю. Исполнить поминальную песню поручают Айгерим, которой доселе не давали петь.
«Как только они стали приближаться к юртам, Айгерим высоким голосом начала свой плач… Все старшие, начиная с Кунанбая, стали внимательно прислушиваться. Горькие слова о смерти еще не созревшего существа, покинувшего жизнь, (а написал их Абай — А.-Х. К.), печальный, полный тоски напев, найденный Айгерим, растрогали всех...»
Между Абаем и его любимой женой встала ревность Айгерим.
«Абай вздрогнул и с тревогою взгляделся в ее глаза.
— Ты больна, Айгерим, милая? Что с тобой? У тебя в лице ни кровинки. Что случилось?»
Время не могло излечить Айгерим.
«Айгерим была для Абая и любимой женой и неоценимым верным другом. Этот непреодолимый холод, возникший между ними, мучил его, как незаживающая рана, как неизлечимая болезнь. Злая рука коварной сплетни убила их счастье».
И музам свойственны недостатки.
«Айгерим ничего не поняла. Она не задумывалась над тем, что между жигитом и девушкой возможна чистая, человеческая дружба».
Абаю довелось увидеть первую любовь...
«— Создатель… Это Абай? Боже мой, значит, суждено мне было увидеть вас!.. Родной мой! — говорила она, обняв Абая».
Неужели Абаю и Айгерим никогда не растопить холод, который появился в их отношениях?
«Казалось, Айгерим изнемогала от песни: и чувства, наполнявшие эти близкие ей слова, и грустные переливы мелодии отнимали последние силы ее души, сдавливали дыхание.
Никто не смел нарушить молчание. Абай сидел бледный, с широко раскрытыми глазами. Он чувствовал, как холодок дрожи пробегал по его телу. Вдруг он резко сдвинул брови, порывисто обнял Айгерим и покрыл поцелуями ее влажные глаза.
— Айгерим, бесценная моя, песней и слезами своими ты снова нашла меня! Чистая, искренняя — ты сама вернулась ко мне!..
Тогжан и Айгерим — «черной» кости лучезарные музы Абая...