ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН
Выдающийся педагог и просветитель, И. Алтынсарин, пожалуй, как никто, многое сделал для развития народного образования в Казахстане. После окончания семилетней школы в Оренбурге, он начинал как переводчик. Но, получив разрешение на открытие начальных школ, стал учителем, позднее — инспектором. Алтынсарин вкладывал огромную энергию в организацию учебно-воспитательной работы. Радовался первым успехам своих питомцев в обучении русскому языку, поскольку видел в языке и грамоте русских «единственный язык культуры и знания».
И не случайно. Ведь педагогическо-просветительская деятельность Алтынсарина была тесно связана с русской культурой. Большое влияние оказали на его формирование знакомство и контакты с видными учеными и педагогами В. В. Радло-вым, В. В. Григорьевым, А. Е. Алекторовым, углубленное изучение трудов К. Д. Ушинского. Лучшее будущее казахов виделось Алтынсарину в тесной связи с Россией. Он ратовал за развитие и углубление в своем народе влияния русского языка и образования. Считал, что казахский народ скоро сольется с государством русским, «сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином...»
Алтынсарин открыл первое в Казахстане женское училище, где девочки наряду с изучением общеобразовательных предметов занимались руководелием. Подобные училища открылись позже в целом ряде городов. Для своего времени создание подобного училища было революционным.
Добивался Алтынсарин и открытия сельских и ремесленных училищ. По его мнению, молодые казахи должны были бы здесь упорно осваивать земледелие, садоводство, огородничество, как и столярное, токарное, кузнечное и другие ремесла, осваивать новые машины, агрегаты, оборудование. Настойчивые подвижнические труды Алтынсарина увенчались успехом. Ему удалось открыть и первую ремесленную школу.
Алтынсарин составил первую хрестоматию, которая называлась «Киргизской». Она способствовала популяризации в Степи научных знаний. Посредством «Киргизской хрестоматии» казахский педагог и просветитель призывал соплеменников упорно осваивать научно-технические знания, переходить к оседлому образу жизни, а вместе с ним — и к земледелию. Ряд произведении Алтынсарин преследовал чисто просветительские и научно-популяризаторские цели, повествуя о новинках научно-технического прогресса и в целом о его значении для народа.
Другие творения Алтынсарина носили социально-обличительный характер. В них он клеймил русских колониальных администраторов, казахских султанов и баев за алчность и невежество, равнодушие к судьбам простого люда; биев и судей за то, что разоряют дотла аулы, не думая о том, что придет час возмездия. И эти упреки бросал сын зажиточного человека и внук бия! Доставалось и ханам, которые «не знают правды, чинят всюду насилие». Вновь следовало предупреждение: обираемые и обманываемые доберутся и до верховных правителей.
Виднейший представитель казахской «черной» кости, Ибрай Алтынсарин неустанно обращал свой голос к массам простолюдинов — главному предмету своих симпатий, горячо и страстно призывал их идти к свету науки, просвещения, сбрасывать с себя вековую дремоту, темноту, невежество и косность. «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей Родине», — не уставал повторять выдающийся педагог и просветитель.
И. Алтынсарин не пришел к мысли о необходимости насильственного ниспровержения основ, уничтожения социального-политического строя, основанного на неравенстве, хотя и постоянно осуждал их. Он не стал убежденным революцио-нером-демократом. Но объективное содержание и высочайший пафос его произведений и всей деятельности таковы, что он готов был бороться со всеми и всем, мешающим народу зажить свободно и счастливо. «Посильная лепта на пользу своей родине», принесенная самим Алтынсариным, поистине огромна.
Два старца-великана шагают величаво по планете. Народы и континенты с глубоким почтением встречают их. У одного из старцев в руке книга со стихами и философскими раздумьями, у второго — двухтомник «Путь Абая». Первому путнику — полтораста лет, второму — без малого сто. Наши читатели, конечно же, догадались, о ком идет речь. Да, это вечные странники и попутчики — Абай и «второй Абай» — Мухтар Ауэзов.
150-летия великого Абая… Для кого-то это повод устроить пышное застолье, произнести за ним звонкие здравицы. Видимо, без этого тоже не обойтись. Ну, а мы попытаемся просто поразмышлять о жизни и творчестве любимого народом поэта и мыслителя; о том, что его волновало и мучило; о его друзьях и врагах, его близких. К этому разговору необходимо подключить Мухтара Ауэзова с его эпопеей «Путь Абая», представителей народа, ученых, творческих людей. С чего начать и как вести беседу-соразмышление? Древние учили: зри в корень! Последуем их совету. Каковы корни Абая Кунанбаева?
Вопрос вызывает первым делом в нашем сознании величественное, с мрачноватым оттенком, имя — Кунанбай. Упоминание об этом большом степном властителе должно сопроводить оговоркой: Кунанбай представляет интерес по меньшей мере в двух важных пунктах.