КАНИКУЛЫ
За второй курс сдала все экзамены и поехала домой по той же дороге, по которой в прошлом году шел наш эшелон в Днепропетровск. На дороге была та же картина: заторы, долгие остановки. Теперь поезда с воинами, орудиями шли с запада на восток, шли они один за другим, видимо на места прежней своей дислокации.
Домой я добралась только на пятнадцатый день со дня отъезда с Днепропетровска, грязная и сильно похудевшая. Карточная система все еще действовала. Дома приготовились меня встретить. Родители решили, что мне необходим свежий воздух и поставили специально юрту за поселком в местности «Бихан көңі».
По договоренности с кем-то из родственников на время моего пребывания дома, для кумыса взяли дойную кобылу, купили и зарезали жирного барана, да еще его осмаливали на пшеничной соломе с тем, чтобы мясо было еще вкуснее. Дома была всего три недели, за это время я сильно поправилась, набралась сил. Теперь мне предстояло уезжать обратно в институт.
Тут вопрос моего отъезда решили с попутной машиной. Дома договорились с директором завода, который ехал из Карсакпая в Кзыл-Орду на заводской грузовой машине в командировку. Он и согласился захватить меня с Таней Мурзиной подругой на машине до Жусалы, а там мы пересядем на поезд, который идет с Ташкента до Куйбышева и т.д. Мама дала продукты, в том числе в бурдюке остуженную кипяченую воду с куртом — это прекрасный напиток, и с ним мы хорошо перенесли жару.
Дорога на машине тоже сложная — мы ехали в жаркое время по засохшему руслу реки Сарысу. Ехали по бесконечной степи, кое-где река вновь встречалась и так до вечера. Вечером директор со своими спутниками остановился у реки. Сарысу здесь очень обмелела, ширина реки где-то около трех метров.
Они подожгли копну сена на берегу, и вся рыба в реке всплыла на поверхность воды. Затем наши спутники набирали сетями рыбу, варили уху, еще что-то готовили. Мы с Таней сидели в открытом кузове машины, мерзли, так как вечера здесь очень прохладные. Мы просидели, прижавшись друг к другу, поедая то, что нам дали из дому. Они пировали на берегу, а нам даже не предложили.
На заре машина двинулась в путь. Опять солнце стало сильно греть, и вдруг появилось стадо сайгаков, которые перебегали дорогу перед машиной. Мы долго стояли, пока они прошли. Их так много было, мы решили, что их, наверное, миллион.
После них дальше были причуды природы, миражи жарких степей, вроде как бы бескрайнее озеро или снежные горы или леса. Мы с восторгом и интересом наблюдали все эти прекрасные явления впервые в жизни. Мы мчались прямо на миражи, а они как-то непонятно и быстро исчезали. Говорят, моряки, раньше, еще во времена парусников, иногда обманывались миражами и погибали. Сколько их еще будет в той большой жизни, которая была еще впереди. Мы были уверены в своей жизни, и будущее представлялось нам таким прекрасным.
Наконец, на следующий день к вечеру доехали до Жусалы, поблагодарив, попрощавшись с директором завода, мы дальше проследовали на поезд, который идет в центр, вглубь России.
В 1953 году осенью, во время встречи со мною как кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР IV созыва по избирательному округу № 637 в Темиртау, я встретила того самого директора завода, которого сразу узнала, хотя прошло 10 лет, поздоровалась. Он в это время работал кем-то в руководстве строящегося завода большого металлургического комбината и в этот день был одним из ответственных лиц по встрече со мною. Конечно, меня он не узнал, но во время беседы я как бы в шутку напомнила ему о двух девочках, сидевших в кузове его грузовой машины, которые так и не дождались угощения. Он тоже вспомнил, и мы засмеялись.