Главная   »   Истоки. Зауре Омарова   »   ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ МОИНТЫ-ЧУ
 
 



 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ

МОИНТЫ-ЧУ
 
 
 
В числе данных мне наказов был вопрос обустройства железнодорожной станции Моинты, которая находится в бывшей голодной степи Центрального Казахстана. Климатические условия летом крайне неблагоприятные. Здесь без соответствующей обработки почвы и наличия достаточного количества воды не может расти ничего. Будучи на месте в этом абсолютно убедилась.
 
Наказ мне давался еще в Караганде на одной из встреч с избирателями. Со времен сдачи в эксплуатацию с 1953 года узловой станции Моинты-Чу, несмотря на возрастающие потребности населения, Управление Карагандинской железной дороги не приняло действенных мер по удовлетворению материальных запросов по улучшению культурно-бытовых нужд трудящихся станции.
 
Просили о необходимости первоочередного строительства плотины на речке Моинтинка для осуществления и развития огородничества, ибо население здесь испытывало недостаток в овощах, далее необходимо было дополнительно построить для нормального бытового и технического водоснабжения к имеющейся всего одной водозаборной колонке еще две колонки. Необходимо было открыть дополнительные торговые точки для снабжения продуктами, промтоварами и овощами. К следующему учебному году реорганизовать существующую семилетнюю школу в десятилетку.
 
Больные вынуждены были ездить для лечения на соседние станции Агадырь, Балхаш, даже в Караганду, поэтому напрашивалось построить поликлинику, выделить автобус скорой помощи. В поселке не было радио, надо было осуществить радиофикацию, для этого построить радиоузел. Население ощущало большую нехватку электроэнергии в освещении, в пользовании в быту. Надо было увеличить мощность существующей электростанции.
 
В силу всех вышеуказанных недостатков в поселке, на участке Моинты-Бертыс ощущалась текучесть рабочих кадров, что составляло до 20-25 процентов. Еще Балхашский горисполком уделял внимание, готов был выделить станции требуемые средства для постройки плотины, но Карагандинская железная дорога не подготовила необходимую проектно-сметную документацию. Правда, для просмотра кино имелся клуб, имелась в поселке баня и др.
 
Для осуществления всех поставленных вопросов я написала письмо Министру путей сообщения товарищу Бещеву Борису Павловичу с указанием и просьбой об осуществлении всех мероприятий по улучшению культурно-бытовых нужд трудящихся, проживающих в поселке при станции Моинты.
 
Ко мне часто обращался председатель поселкового совета Саргаскаев со всеми своими вопросами, также секретарь парторганизации Пятакова. В свою очередь, я им тоже написала письмо о том, что в моих возможностях, принимаю меры к действию, что министр в курсе их вопросов, и чтобы они постоянно о проделанной работе информировали бы меня.
 
Кстати, на мое письмо Бещев ответил буквально через несколько дней. Он написал, что по всем вопросам, поставленным мною, министерством принимаются меры к их осуществлению, в том числе дано указание начальнику Карагандинской дороги Елагину выполнить в текущем году силами Дорпроекта составление проектно-сметной документации на предмет строительства плотины на речке Моинтинка, подрядную работу по договору при этом выполнит Балхашский горисполком.
 
Что касается строительства радиоузла, Бещев указал, что этот вопрос не к ним, его должно выполнить Министерство связи СССР, мотивируя тем, что на эти цели МПСу ассигнования не выделялись. В конечном счете, какая бы мотивация не была, я решила вопрос радиофикации довести до дела. Для этого дальше продолжала выявлять возможности осуществления поставленного вопроса.
 
После такого ответа, касающегося радиофикации, я обратилась к дирекции Карагандинских радиотрансляционных сетей. Главный инженер Визильтер ответил, что имелось Постановление Совета Министров СССР от 21 июля 1948 года, где говорится, что радиофикация новостроек должна производиться силами тех стройорганизаций, которые ведут застройку новых домов.
 
Теперь снова пишу тов. Бещеву письмо, где указываю на наличие постановления Совмина СССР, что все работы по радиофикации должны выполняться Министерством путей сообщения. На свое письмо вскоре получаю ответ тов. Бещева Б.Н., что все работы теперь произведутся по их договоренности с Министерством связи СССР. Вот так была поставлена точка по радиофикации поселка.
 
Далее ко мне с письмом обратились трудящиеся поселка ст. Моинты, где они просили помочь в получении локомобиля, который принадлежит Балхашскому медьзаводу и им не используется. Недолго думая, я написала письмо Мйнистру металлургической промышленности Казахской ССР товарищу Самохвалову. Я получила ответ от тов. Самохвалова, адресованный мне, директору Балхашского медьзавода Матвеенко, председателю Моинтинского исполкома депутатов трудящихся Саргаскаеву Д… Что надо передать Карагандинскому отделению дороги для электростанции Моинты за оплату неиспользуемый локомобиль МАВАГ мощностью 275 лошадиных сил, комплектно с генератором переменного тока, низковольтным распределительным щитом и всей технической документацией.
 
Таким образом, все основные поставленные вопросы мне, как депутату, по Моинтинской станции, были решены. Как-то года четыре тому назад я отдыхала в санатории «Ардагер» там встретила того неутомимого председателя поселкового совета Моинты Саргаскаева. Он намного старше меня, сколько лет прошло с тех пор, около 48 лет, он меня узнал, к сожалению, я нет, обнял меня, поцеловал и сказал: «Я же Саргаскаев». Было приятно услышать. Мы оба были рады такой встрече, ведь прошло много времени с тех пор. Меня особенно порадовало и поразило, что такой человек, много поработавший, труженик, все еще бодр, приехал отдыхать, несмотря на свой возраст. В разговоре нам было о чем поговорить, вспомнить. Поздно вышел на пенсию, теперь у него забота о семье, о детях и внуках.
 
В числе данных мне наказов, подобных вопросов как по станции Моинты-Чу, было много. Все эти вопросы были не простыми, они были связаны со строительством, капитальным ремонтом все упиралось в выделение соответствующих средств, денег, ассигнования, которых не хватало, где бы это ни было.