2. Джалаиры
По свидетельству монгольского историка Санан-Сесена, джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под именем Еке-монгол (великие монголы). С самого начала деятельности Чингис-хана, джалаиры приняли его сторону и участвовали в походах его в Китай, Тибет, Туркестан и Персию. Знаменитый полководец Чингис-хана Мукулы-Гован, покоритель Китая, происходил из рода джалаир. Во времена Чингис-хана и позднее джалаиры были разделены на 4 группы: первая — оставалась в Монголии и Китае, вторая — передана детям Джочи и по всем преданиям поселилась на восток от среднего течения р. Чу и называлась Чу-манак; третья группа утвердилась в долинах Чирчика и Ангрена и известна в истории под именем Джалаирской Орды (другое название Сыр-манак); четвертая группа с Гулагу-ханом ушла в Персию.
Джалаирская Орда в начале возвышения Тимура поддерживала его, но в 1370 году она перешла на сторону его противников дулатов, за что была разгромлена и рассеяна Тимуром. Персидская группа играла в Иране руководящую роль; джалаирская династия даже царствовала в Северной Персии, а в одно время даже в Багдаде. Главную часть наших джалаиров составляют чу-манаковцы, к которым в 1370 году присоединились беженцы из сыр-манаковцев.
Джалаиры все время находились в восточной части Улуса Джочи, известной под именем Белой Орды (династия Орда-Ежена). Во времена Тимура чуманаковцы составляли ядро армии Орус-хана и его сыновей. В 15—16 веках они находились, приблизительно, в тех же местах.
В 1588 году сын Оннан-султана Ураз Мухамед и его приближенный джалаир Кадыр-Карачи (Карачи — нечто вроде министра) попали в Сибири в плен к русским и отправлены были в Москву. Кадыр составил родословную Ураз-Махамеда. По-видимому в это время джалаиры были около Улу-тау и Кокче тау. Перед погромом 1723 года джалаиры, как это видно из преданий, опять вернулись к р. Чу. От нашествия калмыков джалаиры бежали, по-видимому, в Бетбак-дала и пострадали сравнительно меньше. В изгнании джунгар джалаиры приняли деятельное участие, в 1757—58 годах были в низовьях р. Аягуз, откуда они повернули в Копальский уезд, где в настоящее время и проживают.