Главная   »   История казахской ССР. Е.Бакмаханов   »   Педагог-просветитель Ибрагим Алтынсарин
 
 



 Глава десятая

 

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
 
Педагог-просветитель Ибрагим Алтынсарин
 
 
Очень много в области развития народного образования в Казахстане сделал Ибрагим Алтынсарин (1841—1889 гг.)—выдающийся казахский педагог и просветитель. Он родился в Затобольском районе Кустанайской области, воспитывался у дяди, т. к. рано лишился родителей.
 
Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения на открытие начальных школ для казахских детей, он перешел на учительскую работу, позднее он был инспектором народных училищ.
 
Просветительская и педагогическая деятельность Алтынса-рина протекала под влиянием передовой русской культуры. Он был лично знаком с востоковедом В. В. Григорьевым, лингвистом и этнографом В. В. Радловым, фольклористом А. Е. Алекторо-вым, внимательно изучал труды русского педагога К. Д. Ушинского и чешского педагога Я. А. Коменского.
 
В 1876 г. Алтынсарин побывал в Петербурге и Казани, где встречался с передовыми учеными и педагогами. Лучшее будущее казахского народа Алтынсарин связывал с Россией, с великим русским народом. «Молодое поколение киргизов (казахов.— Е. Б.),— писал он,— будет смотреть на язык и грамоту русских, как на единственный язык культуры и знания, пристрастится к ним и будет развиваться».
 
Будучи инспектором школ Тургайской области, Алтынсарин много труда вкладывал в организацию учебно-воспитательной работы. Особенно он стремился к тому, чтобы школы давали детям прочные знания по русскому языку, и искренне радовался первым успехам в этом деле. «Как голодный волк за барана,— писал он,— взялся я горячо за учение детей, и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски». Алтынсарин впервые в Казахстане открыл Иргизское женское училище (на 20 мест). Девочки изучали общеобразовательные предметы и занимались рукоделием. Позднее женские училища были открыты в Кустанае, Карабутаке и Актюбинске.
 
Алтынсарин требовал создания ремесленных и сельскохозяйственных училищ, где казахская молодежь обучалась бы различным ремеслам — кожевенному, мыловаренному, гончарному, столярно-токарному и кузнечному, а также огородничеству, садоводству и земледелию, знакомилась бы с новейшими машинами. С большим трудом ему удалось открыть в Тургае ремесленную школу на 25 человек.
 
Составленная Алтынсариным «Киргизская хрестоматия» для того времени была популярным сборником научных знаний. В пей проводилась мысль о необходимости перехода казахов к земледелию и оседлому образу жизни, о пользе научно-технических знаний. В стихотворении «Давайте, дети, учиться» рассказывалось о значении науки для народа, о паровозе, пароходе и электричестве.
 
До конца своей жизни Алтынсарин отстаивал интересы трудового народа. Он ненавидел феодально-байскую знать, колониальную администрацию, беспощадно бичевал казахских феодалов за их невежество и алчность. В стихотворении «Лицемерному судье» он писал:
 
Разоряешь постепенно аул дотла.
Хан, не зная правды, чинит насилие.
Знай, сударь, придет час возмездия,
И тот, кого ты обирал, доберется до тебя.
 
В своих произведениях он призывал казахский народ к просвещению, к науке, осуждал темноту и невежество. Девизом Алтынсарина были слова: «Долг каждого из нас — принести посильную лепту на пользу своей Родины».
 
Ибрагим Алтынсарин, как и Чокан Валиханов, не смог подняться до уровня революционно-демократических убеждений, до понимания необходимости революционным путем уничтожить эксплуататорский строй, но он горячо верил, что настанет время и его родной народ будет жить свободной и счастливой жизнью. Алтынсарин горячо пропагандировал среди казахского народа русский язык и светское образование. «Развивайте среди киргиз (казахов.— Е. Б.) влияние русского образования… Киргизский (казахский,— Е. Б.) народ скоро сольется с государством русским, сам увидит счастье свое в этом сближении и будет не только скотоводом, но и земледельцем и даже воином под дорогим для него знаменем России»,— писал он.
 
<< К содержанию                                                                                Следующая страница >>