Племенные союзы
В период родового строя происходит объединение родов в племена. Ученые установили, что в середине первого тысячелетия до н. э. на территории Казахстана жили племена саков, усуней, канглы, аланов и другие.
Наиболее многочисленными были племена саков. Саки занимались скотоводством, отчасти земледелием и ремеслом. Из меди и бронзы они делали ножи, серпы, топоры, наконечники стрел, котлы, чаши и украшения; из кожи изготовляли обувь, конскую сбрую, из шерсти — ткани и кошмы.
У сакских племен в то время уже появилось имущественное неравенство. Племенные и родовые вожди захватили и присвоили себе богатства рода. Об имущественном неравенстве саков свидетельствуют захоронения. В могильниках вождей найдены ценные украшения, могильники же рядовых членов рода были бедными.
Саки были храбрыми воинами. В историиизвестен такой эпизод: в518г. до н. э. насаков напали войскаперсидского царя ДарияI. В этой войне сакский воин Шираксовершил героический поступок. Он завел отряд персидских воинов в безводную пустыню. На вопрос военачальника, почему он обманул персов, Ширак смело ответил: «Я выиграл победу,ибо для отвращения бедствия от саков, моих земляков, переморил персов жаждою и голодом». Предание о патриотическом подвиге Ширака передавалось из поколения в поколение.
Племенные союзы усуней и канглы тоже занимались скотоводством и ремеслом. Из железа они изготовляли орудия труда, применяя при этом горячую ковку, на ткацком станке вырабатывали ткани, из глины делали гончарные изделия.
Усуни и канглы имели торговые и политические связи со Средней Азией.
Как и у саков, у усуней и канглы были бедняки и богачи. Богатые семьи усуней имели до 5 тысяч лошадей. Родовые вожди пользовались лучшими пастбищами. В могильниках богатых усуней в районе р. Каргалинки, близ г. Алма-Аты, обнаружены золотые кольца, серьги, пластинки.
Усиление имущественного неравенства у саков, усуней, канглы и других племен привело к тому, что рядовые члены общины окончательно попали в зависимость от племенных и родовых вождей. Вожди захватили в свои руки власть и стали угнетать общинников. Родовой строй начал распадаться, уступая место классовому строю.