Глава третья
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ И КАЗАХСКИХ ХАНСТВ
Политический строй
В XVI — XVII вв. на территории Казахстана не былоединого, централизованного государства.
Казахстан был разделен на самостоятельные владения. Попытка хана Касыма объединить все казахские земли не увенчалась успехом. Больше того, после его смерти усилились междоусобицы и феодальная раздробленность.
Власть казахских ханов передавалась по наследству. Султаны были наделены административной и судебной властью, родами они управляли через биев. Отдельные султаны, укрепив свое экономическое и политическое положение, стремились быть независимыми от ханов.
Очень много для укрепления власти ханов и феодалов над крестьянами сделал хан Тауке (1680—1718 гг.), опиравшийся в своей политике на феодально-родовую знать —биев и старшин. Он составил свод законов («Жеты-жаргы»), известный в русских документах как «Законы Тауке-хана». По этим законам были увеличены налоги с крестьян. Предусматривалась барым-та. Смертная казнь за убийство заменялась куном — уплатой скотом. За убийство султана устанавливали кун в семь раз больше, чем за убийство крестьянина. В свои законы Тауке ввел некоторые нормы шариата, например, неравноправие женщин. Так, женщины не могли быть приглашены в качестве свидетелей на суд. Законы Тауке стояли на страже феодальной собственности, защищали интересы господствующего класса.