Глава третья
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ И КАЗАХСКИХ ХАНСТВ
Социальный строй казахов. Классы.
В XVI — XVII вв. казахское общество состояло из двух основных классов: феодалов и крестьян. Самой богатой и влиятельной группой среди феодалов были ханы и султаны. Власть хана распространялась на все роды данного ханства. Султаны управляли несколькими родами. Вместе с ханом они осуществляли высшую власть. Ханскую должность мог занять только султан. Наиболее многочисленную группу феодалов составляла родовая глать — бии, старшины и батыры. Обычно они стояли во главе рода и подчинялись султанам и хану. К третьей группе феодалов относилось мусульманское духовенство — ходжи и муллы.
Основное население Казахстана составляли крестьяне—шаруа. Беднейшая часть крестьян называлась кедеи и байгуши. Кедеи имели свой скот, но его было недостаточно для того, чтобы1 прокормить семью. Байгуши совсем не имели скота и вели нищенскую жизнь.
Все лучшие пастбища были в руках феодалов, они же владели большим количеством скота. «Все существовавшее тогда движимое имущество, естественно, следовало за земельной собственностью и все больше собиралось в тех руках, что и последнее.»
Наиболее распространенной формой эксплуатации были отработки в пользу феодала. Феодалы давали беднякам (консам) скот во временное пользование, за что те должны были на них работать. Консы кочевали с феодалами, пасли их лошадей, жены бедняков доили коров и кобылиц, работали в домашнем хозяйстве феодала.
В земледельческих районах султаны регулярно собирали налог (ушур) — одну десятую часть урожая. Со скотоводов взимали зякет — одну двадцатую часть скота. Зякет платили один раз в год (весной), когда казахи переходили на летние пастбища.
Кроме того, согласно родовым обычаям крестьяне должны были делать приношения феодальной знати: зимой скотом (согым), весной — вареным мясом (сыбага). Это тоже был своего рода налог.
Крестьяне находились в полной зависимости от феодалов. Кочуя на земле феодалов, они не могли самовольно покинуть своего хозяина. За малейшую провинность крестьян подвергали штрафу и отбирали у них скот. О ханах и биях в народе говорили: «Не ходи к хану, — он сам придет за стадом, не ходи к бию, — он сам придет за недоимкой».
Мусульманская религия (ислам) всячески оправдывала угнетение крестьян, а муллы проповедовали безропотную покорность феодалам.
Тяжелая жизнь крестьян толкала их на борьбу против угнетателей. Одной из распространенных форм борьбы была самовольная откочевка (уход) крестьян от «своих» феодалов в другие места, где, казалось им, нет ханской власти и угнетателей.