Фрагменты из «Землеописания» по «Лексикону» Стефана Византийского
14 июля 2013 - Библиотекарь
Гекатей Милетский
Фрагменты из «Землеописания» по «Лексикону» Стефана Византийского (VI в. н. э.), отрывкам у Геродота (485-425 до н. э.), Диодора Сицилийского (ок. 90—21 до н. э.), Страбона (I в. н. э.), Ате-нея (Афиней, III в. н. э.), Агафемера (IV в. н. э.), Ам-
миана Марцеллина (ок. 330—ок. 400) и схолиям к «Аргонавтике» Аполлония Родосского (III в. до н. э.)
Перевод В. Шеффера и В. В. Латышева
Примечания К. Мюллера и В. В. Латышева
Дополнительные примечания Л. А. Елъницкого
Фр. 35b. Этими рассуждениями [о загробном мире], относящимися к телесным наслаждениям (а других чернь не понимала), и другими, подобными, древние пытались направить души народа к справедливости и честной жизни, используя отчасти надежду на наслаждения, отчасти страх наказаний. Но поскольку первым из всех смертных эти рассуждения придумал Плутон, как думал Гекатей, то его стали считать царем преисподней подобно тому, как Эола стали считать царем ветров потому, что он первым стал наблюдать перемены ветров, а Энди-миона — другом Луны потому, что он первым постиг ее движение и фазы [Ср. Диод. Сиц. 5, 69: 5].
Говорят, что Аид изобрел погребения, вынос тела и воздаяние почестей покойникам, тогда как прежде никакой заботы о них не существовало, потому этого бога и принято считать господином умерших и т. д. [Наталис Комес (Конти). Мифология 3. Предисловие. Стр. 186 Женевского издания 1651 г.]
Фр. 35d. Алкей считал [реку Ахелой] сыном Океана и Земли, а Гекатей — сыном Солнца и Земли [Наталис Комес (Конти). Мифология 7: 2. — Стр. 705].
Фр. 36а. Древние изображали обитаемую землю (ойкумену) круглой, в центре помещали Элладу, а в центре Эллады — Дель-фы, так как в них — пуп Земли. Демокрит первым… подметил, что Земля продолговата, имея длину в полтора раза больше ширины. С этим согласился и Дикеарх-перипатетик. По мнению Евдокса, длина в два раза больше ширины, по мнению Эратос-фена — больше чем в два раза [Карта к «Периегесе», ср. 12 А 6; Агафемер 1:1].
Фр. 36Ь. Но если существуют некие гиперборейцы, то должны быть и гипернотийцы. Со смехом я гляжу на то, как многие уже начертили землеописания ["карты земли"], а толком никто ничего на разъяснил: они чертят Океан текущим по кругу вокруг Земли, которая кругла словно из-под циркуля, и делают Азию равной Европе. Чуть ниже я покажу, какова величина каждой из них и какие каждая из них имеет очертания [Геродот IV: 36].
Фр. 153. Каркинитида, город скифский1. Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз. // Jac. 184].
Фр. 154. Меланхлены (черноризцы), народ скифский2. Гекатей в описании Европы. Названы так по их одежде, как гиппо-молги, потому что доят кобыл, а моссиники за их жилища [Стеф. Виз. // Jac. 185].
Фр. 155. Миргеты, народ скифский3. Гекатей в описании Европы. В некоторых из книг Геродиана [II: 552] пишется неправильно [Стеф. Виз.].
Фр. 156. Матикеты, народ скифский. Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз. // Jac. 189].
Фр. 157. Кардес, город Скифии. Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз.].
Фр. 158. Исеп, народ скифский4. Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз. // Jac. 187].
Фр. 159. Эды, народ скифский5. Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз. // Jac. 186].
Фр. 161. Дандарии, народ у Кавказа6, как говорит Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз. // Jac. 191].
Фр. 162. Типаниссы, народ у Кавказа7, Гекатей в описании Европы [Стеф. Виз. // Jac. 192].
Фр. 163. Все береговое плавание по его (т. е. Понтийского залива) как бы островной окружности, простирающееся на 23 тысячи стадий, как утверждают Эратосфен, Гекатей, Птолемей и другие наиболее точные изыскатели такого рода сведений, образует, по согласному свидетельству всех географов, вид скифского лука, натянутого тетивою8 [Амм. Марц., XXII: 8 // Jac. 197].
Фр. 164. Город Фанагория9, получивший название от Фана-гора, как говорит Гекатей в описании Азии: "остров Фанагора и Фанагория" [Стеф. Виз. // Jac. 212].
Фр. 165. Апатур, святилище Афродиты в Фанагории10. Гекатей знает залив Апатур в Азии [Стеф. Виз. // Jac. 211].
Фр. 166. Иксибаты, народ у Понта, соседний с Синдикою11. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 216].
Фр. 167. Иамы, народ скифский. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 215].
Фр. 168. Исседоны, народ скифский12. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 193].
Фр. 169. Катанны, народ у Каспийского моря. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 120].
Фр. 170. Мики13 народ, о котором Гекатей говорит в описании Азии: "от Миков до реки Аракса"14 [Стеф. Виз. // Jac. 281].
Фр. 172. Гекатей Милетский в описании Азии, если только эта книга действительно принадлежит этому писателю (ибо Каллимах приписывает ее Островитянину), — кто бы ни был ее автор, говорит так: "вокруг так называемого Гирканского моря15 горы высокие и покрытые густыми лесами, а на горах колючее растение кинара" [Атеней II, стр. 70 // Jac. 291].
Фр. 185. Кораксы16, племя колхов, вблизи колов. Гекатей в описании Азии. Кораксийская крепость и Кораксийская страна [Стеф. Виз. // Jac. 210].
Фр. 186. Колы, народ у Кавказа17. Гекатей в описании Азии: "а подгорья Кавказа называются Кольскими горами". Страна называется Коликою [Стеф. Виз. // Jac. 209].
Фр. 187. Гекатей говорит, что Фасис не впадает в море и что аргонавты плыли не по Танаису, а по тому же самому пути, по которому и прежде18, как говорит Софокл в «Скифах»19 [Схол. к Аполл. Родос. IV: 284 // Jac. 186].
Фр. 188. Мосхи, племя колхов20, соседнее с матиенами. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 288].
Фр. 190. Хои, народ, вблизи вехиров. Гекатей в описании Азии: "до сих пор земля вехиров, а с ними рядом живут хои". И опять: "до этих хои". И опять: "с хоями соседят к востоку дизи-ры"21 [Стеф. Виз. // Jac. 200].
Фр. 191. Макроны, ныне санны22; о них упоминает Страбон в 12-й книге и Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 206].
Фр. 192. Мары23, народ, соседний с моссиниками. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 205].
Фр. 193. Хейрады, город моссиников. Гекатей в описании Европы [Азии?]: "с тибарами к солнечному восходу граничат моссиники24, а у них город Хейрады" [Стеф. Виз. // Jac. 204].
Фр. 195. Халибы, народ у Понта, на реке Фермодонте… и ха-либои25 у Гекатея: "с халибоями26 к югу граничат армении" [Стеф. Виз. // Jac. 203].
Фр. 196. Стамена, город халибов. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 202].
Фр. 197. Гермонасса: маленький остров с городом на Киммерийском Боспоре, ионийская колония… Менипп в «Перипле двух Понтов» называет ее местечком Трапезунта; Гекатей и Фе-опомп говорят, что это город27 [Стеф. Виз. // Jac. 208].
Фр. 198. Патрасий, понтийский город, как говорит Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 214].
Фр. 199. Кросса город у Понта. Гекатей в описании Азии [Стеф. Виз. // Jac. 213].
Фр. 302а. Поскольку разливы реки Нила вызывают великое недоумение, многие философы и историки брались объяснить его причины… (3) Гелланик, Кадм, а также Гекатей и все им подобные (уж очень они допотопные) склонились к баснословным объяснениям… (6) Вплоть до момента, когда пишется эта история, пока еще никто не сказал, что видел истоки Нила и место, откуда начинается его течение; равно как и никто не сказал понаслышке от уверяющих, что они видели. (7) И так как дело сводится к предположениям и вероятным догадкам, то одни следуют египетским жрецам и говорят, что Нил берет начало из обтекающего ойкумену Океана; ничего здравого они не говорят, а только решают загадку другой загадкой [Диод. Сиц. I, 37: 1].
Фр. 302Ь. На этот счет мне не удалось узнать ничего ни от кого от египтян, когда я выспрашивал у них, что это за свойство такое у Нила, что он ведет себя прямо наоборот, нежели прочие реки… (20) Некоторые эллины, желая блеснуть своей мудростью, высказали по поводу этой воды три объяснения, два из которых я не считаю достойными упоминания, разве только с тем, чтобы указать на них. Одно из них… [следует теория Фалеса, 11 А 16]. (21) Второе гласит, что Нил вытворяет это потому, что течет из Океана, а Океан течет вокруг Земли [следует теория Анаксагора, 59 А 91]… (23) Тот, кто сказал об Океане и сослался в своем баснословном объяснении на неизвестное, не может быть опровергнут: я не знаю никакой реки Океан, существующей в действительности, а думаю, что это Гомер или еще кто-то из поэтов придумал это имя и ввел его в поэзию [Геродот II: 19].