§§41—42. Политическая жизнь и национальные отношения (1965-1985)
1. Общественно-политическая жизнь страны
Приход каждого нового руководителя Советского Союза к власти сопровождался активной «реформаторской» деятельностью по преодолению ошибок и перегибов, допущенных в предшествующий период. Но характерной чертой всех этапов развития общества было «совершенствование социализма», выявление скрытых высоких резервов, якобы заложенных в самой системе. Идеологический догматизм и политическая
Влияние международной обстановки на ситуацию в Казахстане

нетерпимость не допускали даже возможности разумной альтернативы «советской модели».
14 октября 1964 года Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев был освобожден со своего поста группой вчерашних соратников. Новыми лидерами КПСС и Советского государства стали Л. Брежнев - Первый секретарь ЦК КПСС, А. Косыгин - председатель Совета Министров и М. Суслов - секретарь, ответственный за идеологическую работу.
Сменилось руководство и в Казахстане. 19 января 1960 года вместо Н.И. Беляева Первым секретарем Центрального Комитета Компартии Казахстана был избран Динмухамед Ахмедович Кунаев, работавший до этого председателем Совета Министров республики. Был изменен и состав правительства республики, переизбраны многие областные руководители.
Смена политического руководства в СССР в октябре 1964 года вскоре стала сказываться и на состоянии жизни. Постепенно стал наблюдаться отход от политической «оттепели», которой был характерен период развенчания сталинского культа. Со страниц газет и партийных пленумов стали подвергаться критике те произведения, в которых речь шла о трагических страницах прошлого, об острых проблемах настоящего. В партийных верхах пришли к выводу, что сталинская эпоха подавления прав человека и тотальных репрессий была лишь временным отклонением от курса «марксизма-ленинизма», вовсе не присущая природе советского социализма и поэтому нет нужды копаться в прошлом.
С конца 60-х годов начинается мощная официальная поддержка тех произведений, где не подвергались пересмотру сталинские методы управления обществом. Имя И. Сталина и его деяния просто замалчивались, но в то же время отделы пропаганды партийных комитетов целенаправленно стали направлять деятелей культуры на формирование положительного образа самой партии. Деятели и лидеры партии большевиков (только те, кто был реабилитирован после ХХ съезда) превозносятся как самые честные и дальновидные политики. Вместе с тем в обществе продолжало насаждаться чувство вражды и агрессивности к богатым, к «буржуазному классу», к националистам, к которым в Казахстане относили партию «Алаш».
Ужесточению политической и идеологической ситуации способствовали сложные отношения и внутри стран социалистического содружества. Свой путь с «китайской спецификой» стала искать Китайская Народная Республика. Причем отношения КНР с Советским Союзом начиная с середины 60-х годов стали натянутыми. Были заметно свернуты экономические, политические взаимоотношения. В 1964 году между двумя странами начинается эскалация военного противостояния. К границам обоих государств были подтянуты огромные по численности войска. Например, численность китайских войск на советских рубежах в 1967 году достигла 400 тысяч человек. Советские же войска были направлены в Монголию, заняли рубежи на Дальнем Востоке и в Забайкалье. 2 и 15 марта 1969 года произошел военный конфликт на острове Даманском. В ходе конфликта с обеих сторон погибло много людей.
13 августа 1969 года произошло еще одно серьезное вооруженное столкновение, теперь уже у озера Жаланашколь в Семипалатинской (ныне Восточно-Казахстанской) области. Вновь были жертвы. Советское руководство стало разрабатывать планы удара по китайским ядерным объектам. Реальность угрозы войны становилась очевидной. Эта опасность заставила руководителей СССР и Китая сесть за стол переговоров. Угроза войны была ликвидирована, но отношения между СССР и КНР не улучшились, они долгое время продолжали рассматривать друг друга как потенциальных противников.
Советская политическая система могла действовать эффективно только при постоянном использовании административных методов. Наиболее ярко кризис системы был продемонстрирован вводом в декабре 1979 года контингента советских войск на территорию Афганистана якобы по просьбе правительства этой страны. Столь важное решение, принятое узким кругом советского руководства во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым, было явно необъективным и ни в коей мере не отвечало интересам советских граждан. Только из средств массовой информации узнали о вводе советских войск в Афганистан руководители среднеазиатских республик, в том числе и член Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев.
Советские люди в подавляющей массе поверили официальным сообщениям. Тем временем в Афганистане гибли как советские люди, так и мирные, ни в чем не повинные люди этой горной страны. Только отдельные люди, такие как академик, всемирно известный физик-ядерщик Андрей Сахаров, решительно выступили против этой авантюры. В открытом письме, обращениях к Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л.И. Брежневу он писал о пагубности ввода советских войск в Афганистан и требовал их вывода. Кроме того, А.Д. Сахаров требовал кардинальным образом пересмотреть военные и ядерные концепции советского руководства. В ответ брежневское руководство отправило выдающегося ученого, убежденного гуманиста-демократа в ссылку в город Горький (ныне Нижний Новгород).

Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев
и председатель Совета Министров республики Н.А. Назарбаев.
Ввод войск в Афганистан значительно подорвал авторитет и международный престиж СССР. В войне на территории Афганистана участвовали 21 979 казахстанцев, из них 780 погибли, 393 стали инвалидами, 22 пропали без вести.
В 1970-е годы партия целенаправленно направляла деятелей искусства на создание произведений на «производственную тематику». С целью регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х годов была введена система государственных заказов. Заранее распределялось, сколько фильмов должно быть поставлено на историко-революционную, военно-патриотическую и морально-бытовую темы. Подобная система регламентации привела к застою в искусстве и обусловила массовый выпуск серых и безликих произведений и в литературе, и в кинематографии, и в других видах творчества. Площади перед административными зданиями были заполнены безликими и зачастую лишенными художественного вкуса однообразными памятниками В. Ленину, участникам установления Советской власти в Казахстане, покорителям целины, космоса и т. д.
Цензура вновь, как и в сталинские годы, стала вторгаться в художественную мастерскую творческих деятелей. Стали запрещаться и сдаваться в спецхраны произведения, не выдержавшие критерия на пресловутую «идеологическую чистоту». Например, была положена «на полку» талантливая картина «Тризна», закрывались выставки художников, взгляды которых «не соответствовали» узким рамкам идеологических канонов. Практически запрещалось все критическое, что могло быть сказано о советской действительности. В то же время, начиная с середины 70-х годов средства массовой информации стали целенаправленно формировать культ личности Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Появились угодливо хвалебные фильмы о Генсеке. Причем правда перемежалась с откровенной ложью. Так случилось, например, с его (написанными помощниками) книгами: «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», удостоенными Ленинской премии. В мирное время Л. Брежнев стал многократным Героем Советского Союза, неоднократно становился Героем Социалистического труда. Подобные издержки культа личности вызывали у людей раздражение и насмешки.
Запреты и гонения на свободное творчество привели к возникновению огромного пласта запрещенного искусства - «андеграунда». Записи песен В. Высоцкого, Б. Окуджавы передавались тайком из рук в руки. В казахской среде тайно распространялись стихи и произведения М. Жумабаева, А. Байтурсынова, М. Шокая, казахских поэтов-иммигрантов. Преследованию подверглись и музыкальные коллективы, в частности, рок-группы, как, например, алма-атинский «Бумеранг». За хранение и передачу «идеологически вредных» произведений тщательно следили КГБ и партийные органы. Человек, замеченный в подобных «грехах», подвергался преследованиям.
Усиление контроля за деятельностью граждан становилось тем более невыносимым, потому что к 60-м годам СССР стал действительно страной сплошной грамотности. К этому периоду интеллигенция уже представляла крупную прослойку в обществе и играла заметную роль в стране. К 1970 году доля казахов в социальном составе работников умственного труда выросла до 30 процентов. На рубеже 60-70-х годов завершился процесс формирования казахской национальной интеллигенции.
Эти годы стали временем больших испытаний в целом для всего казахстанского общества. Критический анализ существовавших экономических и политических отношений не мог не привести к расслоению рядов наиболее образованной части населения республики. Как известно, в советское время, даже в сталинский период в основополагающих документах страны провозглашались основные демократические права граждан. Например, согласно Конституции 1977 года граждане СССР могли объединяться в общественные организации, но всего лишь одно условие превращало это вполне демократическое право в фикцию - норма о главенствующей, руководящей и направляющей роли КПСС. Поэтому до того времени как механизм перемен, начавшихся с весны 1985 года, действительно набрал полные обороты, оппозиция, политическое инакомыслие, представленное прежде всего интеллигенцией, в Казахстане, как и по всей стране, рассматривались преимущественно как общественная сила, направленная против существующего политического строя и правительства. Естественно
Национальные отношения в Казахстане

Коммунистическая партия, используя все каналы государственного контроля, жестко пресекала проявления недовольства, в какой бы форме они ни выступали.
Тотальной дискриминации в течении многих лет подвергались народы, депортированные в сталинский период в Казахстан. Поголовно объявленным «врагами», лишенным возможности воссоединения с исторической родиной, ограниченным в правах, подвергшимся насильственной ассимиляции немцам, корейцам, чеченцам, балкарцам и другим народам пришлось вынести на своих плечах немало тягот, лишений и унижений. Казахстанская интеллигенция в подавляющем большинстве безропотно терпела это насилие над личностью, более того, сама нередко принимала участие в гонениях на инакомыслящих.