2. Борьба властей с нарождавшейся казахстанской оппозицией
Очередная попытка пересмотреть основные положения национальной политики КПСС в 1960-е годы была предпринята студен-тами-казахами, обучавшимися в московских вузах: М. Татимовым, С. Акатаевым, М. Ауэзовым и другими. Они создали не вполне легальную общественную организацию «Жас тулпар» и занимались политической и просветительской деятельностью. Но вскоре эта организация была распущена. В новейшей истории Казахстана было вынесено немало несправедливых судебных приговоров за инакомыслие, политическую оппозицию гражданам Казахстана; причем состав осужденных был интернациональным.
Политическая оппозиция режиму в Казахстане в 1970-1980-е годы не была массовой, в ее действиях участвовали, как правило, одиночки. В 1980-е годы альтернатива курсу КПСС была представлена такими лицами, как М. Кулмагамбетов, X. Кожахметов, которые подвергли открытому сомнению официальные идейные доктрины и вступили в явное столкновение с аппаратом КПСС и, следовательно, с органами Советской власти.
Философ М. Кулмагамбетов был арестован в 1962 году в городе Рудный Кустанайской области и осужден на 10 лет. Свой срок М. Кулмагамбетов отбывал вместе с известными правозащитниками, диссидентами Буковским, Синявским, Гафтом; после освобождения трудился на строительстве газопровода в Сибири, затем эмигрировал за рубеж. В 1983 году М. Кулмагамбетов давал показания на международных слушаниях по вопросам принудительного использования труда заключенных на различных стройках в СССР. Длительное время он работал в казахской редакции радиостанции «Свобода» в Мюнхене (Германия), где с критических позиций оценивал экономическую, социальную и национальную политику КПСС и Советского правительства.
Деформация в области национальной политики, попытки ассимиляции и «русификации» народов, проживающих на территории СССР и Казахстана, вызывали возмущение и протесты многих граждан республики. Но лишь немногие отважились выразить открыто свой протест. Одним из тех, кто открыто выражал свое возмущение политикой властей, был композитор Хасен Кожахме-тов. Проживая и работая в г. Иссыке Алма-Атинской области, он в период с 1975 по 1977 годы систематически занимался самиздатов-ской деятельностью. Решением Алма-Атинского областного суда от 30 ноября 1977 года он был осужден к двум годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима «за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй». Ему также вменялась в вину попытка создания общественной организации «Жас казах». Вторично Х. Кожахметов был осужден 22 апреля 1987 года за участие в декабрьских событиях 1986 года. Кардинальный поворот, происшедший в советском обществе в конце 1980-х годов, позволил Х. Кожахметову получить реабилитацию. В 1990 году судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда республики оба приговора в отношении Х.К. Кожахметова отменила за отсутствием в его действиях состава преступления.
Активно и целенаправленно против инакомыслящих использовались и средства массовой информации, а также общественные собрания.
В 1975 году в Алма-Ате была издана книга Олжаса Сулейменова «Аз и Я» («Книга благонамеренного читателя»). В отличие от многих других исследований, поэт в этой книге приходит к выводу, что великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» появился на границе двух этнических миров - славянского и тюркского, и в нем органично отразились реалии двух соседних культур. Но для идеологов партийной системы, твердо стоящих на позициях шовинизма и просто вопиющей безграмотности, выводы, сделанные О. Сулейменовым, показались кощунственными. В официальной историографии отношения Руси с восточными соседями чаще всего рассматривались сквозь призму имперского мышления. Несмотря на положительные отклики читателей, писателя Константина Симонова, началась настоящая травля автора. Книгу «Аз и Я» изъяли из товарооборота, библиотек, запретили ее новые издания. Система готовила расправу и над самим О. Сулейменовым. Помогла лишь защита руководителя Казахской республики Д.А. Кунаева.