3. Стройки первых пятилеток
Для успешного развития индустриализации необходима была, прежде всего, развитая сеть путей сообщения в целом и, в частности, железных дорог. Самым важным объектом строительства в Казахстане в то время была Туркестано-Сибирская железная дорога, которая должна была протянуться от Алма-Аты до Семипалатинска. Без ввода этой дороги в строй невозможно было успешное осуществление реконструкции народного хозяйства, обширнейшего района востока и юго-востока республики. Строительство Турксиба было завершено к 1931 году. Протянувшись на 1145 км по территории, где до этого совершенно отсутствовали какие-либо современные пути сообщения, Турксиб сыграл важную роль в развитии производительных сил и преобразовании экономики различных регионов страны, явился мощным фактором развития промышленности и сельского хозяйства в прилегающих к железной дороге районах.
Для успешного строительства этой протяженной железнодорожной ветки при СНК РСФСР был создан Комитет содействия строительству Турксиба под председательством заместителя председателя Совнаркома Турара Рыскулова. Стройка была объявлена всенародной и на помощь были отправлены рабочие из промышленных центров России, Украины, Средней Азии. Поэтапный ввод в действие отдельных участков железной дороги происходил раньше намеченных сроков. Большим событием был пуск первого рабочего поезда по всей магистрали 25 апреля 1930 года, поезд провел бывший пастух Кошкинбаев - первый машинист Казахстана. В 1927 году была построена дорога Петропавловск-Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолинска. В 1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск-Караганда, Илецк-Уральск, Рубцовск-Риддер, а в 1940 году - Караганда-Жезказган.
Одновременно с этим в годы первой пятилетки (1928-1932) шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Богатейшие месторождения полезных ископаемых стали основой для развития тяжелой индустрии в Казахстане, в особенности ее добывающих отраслей - нефтяной, угольной, цветной металлургии. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский полиметаллические комбинаты, Карагандинские угольные копи. Началось строительство Шымкентско-го свинцового завода, Балхашского и Жезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. Индустриализация осуществлялась в обстановке нагнетания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 году было принято решение о пересмотре пятилетнего плана в сторону увеличения основных показателей. В результате возникли сложности с обеспечением строящихся объектов рабочей силой, сырьем, оборудованием. Многие стройки были заморожены. Предприятия, хотя и давали продукцию, тем не менее еще не могли набрать полную мощность.
В годы второй пятилетки (1933-1937) промышленность Казахстана, как и других советских республик, бывших до революции отсталыми, развивалась быстрыми темпами. Казахстан вышел на 7-е место в стране по выпуску валовой продукции промышленности, на 5-е место - по выработке электроэнергии, на 3-е место - по добыче каменного угля, на 3-е место - по добыче нефти и на первое место -по производству свинца. Республика давала значительную часть общесоюзной добычи цветных металлов, было освоено производство никеля, олова, вольфрама. Урбанизация затронула практически все регионы республики.