4. Казахская литература, музыка и киноискусство

В 1947 году закончил вторую книгу своего романа-эпопеи «Абай» М. Ауэзов. В 1949 году за две книги ему была присуждена Государственная премия СССР первой степени. Трудности и радости современников получили отображение в романах С. Муканова «Сырдарья», Г. Мустафина «Миллионер», М. Иманжанова «Первые месяцы», И. Шухова, Н. Анова, в поэтических произведениях А. Токмагамбетова, Т. Жа-рокова, Г. Орманова, А. Тажибаева, X. Бекхожина и других.
 
Несмотря на ограничение творчества и идеологический контроль, ученые и писатели Казахстана создали немало произведений, где смогли, часто прибегая к аллегории, эзоповому языку, донести до слушателей правду. Одним из таких смелых ученых был профессор Б. Кенжебаев. Широко популярны были произведения писателей Г. Мусрепова (роман «Улпан ее имя»), Ю. Домбровского («Обезьяна приходит за своим черепом»), И. Есенберлина («Кочевники»). И сама публикация некогда репрессированных писателей и поэтов -С. Сейфуллина, И. Жансугурова, Б. Майлина - имела огромное значение для духовной жизни казахского народа.

 

В этот период расцвел талант Бибигуль Тулегеновой, Ермека Серкебаева, балетмейстера Булата Аюханова. Широкой популярностью среди населения стали пользоваться кинокартины Шакена Айманова («Алдар Косе», «Кыз Жибек»), где была талантливо показана древняя и богатая история Казахстана. Больших высот достиг в изобразительном искусстве Орал Тансыкбаев. Произведения казахстанских мастеров стали экспонироваться на выставках ЮНЕСКО, на крупнейших международных культурных мероприятиях.
 
Провозглашенный курс десталинизации постепенно пошел на убыль, и в 1970-е годы партийные комитеты вновь усилили контроль над духовной жизнью населения. Была ужесточена цензура к деятелям культуры и к не желавшим придерживаться партийных директив стали применяться различные административные наказания: их не принимали в профессиональные союзы, не позволяли печататься. Несмотря на диктат партийных комитетов, в этот период из-под пера казахстанских писателей вышел ряд серьезных литературных произведений. Большой популярностью среди читателей пользовались произведения Мориса Симашко, Ильяса Есенберлина, Абиша Кекилбаева, Юрия Герта, стихи и поэмы Мукагали Макатае-ва, Олжаса Сулейменова, Какимбека Салыкова, Мухтара Шаханова и др. Трилогия Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот» была удостоена в 1974 году Государственной премии.
 
Национальный фольклор засверкал новыми гранями в произведениях Мукана Тулебаева (опера «Биржан и Сара»), Евгения Брусиловского, Куддуса Кужамьярова («Назугум»). Песни Шамши Калдаякова, Нургисы Тлендиева, Ильи Жаханова в народе заучивали наизусть. На сцене сверкали гранями своего таланта Г. Кур-мангалиев, М. Ержанов, Гульвира Разиева, Жамал Омарова, Роза Рымбаева, Алибек Днишев.
 
Улицы и площади городов украсились произведениями таких мастеров монументального искусства, как Хакимжан Наурызбаев, Николай Гаев, Шота Уалиханов, творили художники М. Кенбаев, Евгений Сидоркин, Сахи Роман. Огромной была заслуга в защите культуры от посягательств партийных комитетов Узбекали Жани-бекова.
 
Казахстанское киноискусство было представлено такими произведениями, как «Кыз Жибек», «Конец атамана», «Материнское поле». Казахстан славился целой группой блестящих исполни-телей-киноартистов - Нурмухан Жантурин, Асанали Ашимов, Идрис Ногайбаев и другие. Большую популярность у молодежи приобрели музыкальные ансамбли «Досмукасан», «Айгуль», «Ариран».
 
В середине 1970-х годов кинематографисты Казахстана столкнулись с острым творческим кризисом. Практически небольшой успех имели фильмы «Щит города», «Погоня в степи», «Целина», «Серебряный рог Алатау», «Кровь и пот», «Гаухартас» и другие. Основными причинами неудач стали ориентация на конъюнктурную тематику, отсутствие оригинального замысла и режиссуры.
 
В конце 1980-х годов в национальное кино пришло новое поколение кинематографистов, у которых имелись свои художественные и идейные принципы. Некоторые их работы отмечались новизной творческого подхода, социальной напряженностью и стали заметным событием в культурной жизни республики. Это «Конечная остановка» (реж. С. Апрымов), «Волчонок среди людей» (реж. Т. Теменев), «Султан Бейбарыс» (реж. Ф. Мансуров). Острой проблематичностью, правдивостью выделяются последние работы кинодокументалистов О. Рымжанова, С. Азимова, А. Шажимбаева.
 
Во многом достижения культуры в этот период оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, произошли позитивные перемены в области образования, науки и культуры: открылась Академия наук, появились профессионально подготовленные кадры, строились новые театры, а с другой - партийный диктат мешал свободному творчеству, массами порождая конъюнктурные вещи.
 
Искусство, конъюнктура, монументальное искусство, приоритет, цензура, ЮНЕСКО
 
Обратите внимание!

От этого зависит ваша эрудиция!
 
Искусство - художественное творчество в целом - литература,  архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др.
 
Конъюнктура - сложившаяся обстановка, создавшееся положение, конкретные условия на данный момент (например, производства и реализации - экономическая конъюнктура), временная ситуация в какой-либо области.
 
Монументальное искусство - род изобразительного искусства, произведения которого, создающиеся, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью содержания, обобщенностью форм, крупным масштабом. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптуры, живописные, мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура, фонтаны и т. д.
 
Приоритет - первенство по времени в осуществлении какой-либо деятельности.
 
Цензура - государственный надзор за печатью и средствами массовой информации.
 
ЮНЕСКО - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры.
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ,
ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для самопроверки
 
1. Укажите основные направления в развитии культуры в конце 1970-1980-х годах.
 
2. Когда была создана Академия наук КазССР?
 
3. Как развивалось в 1950-е годы образование в республике?
 
4. Какие события произошли в период «оттепели»?
 
5. Каких известных преставителей казахской литературы, музыки и кино вы знаете?
 
6. Раскройте суть партийной идеологии и ее влияние на культуру.
 
7. Охарактеризуйте успехи и недостатки в области образования. Каким образом решалась проблема подготовки высококвалифицированных кадров?
 
8. Назовите основные тенденции в развитии музыкального и театрального искусства.
 
9. Какова роль кино и телевидения в формировании массовой културы населения?
 
Творческие задания
 
1. Напишите реферат на одну из предложенных тем, используя литературу в Приложении по разделу в конце учебника:
 
- Развитие литературы в послевоенное время.
 
- Развитие науки и образования в 1940-1970-е годы.
 
- Творческий путь деятелей науки, музыки, драматургии, кино в республике.
 
2. Заполните таблицу:
 
 
 
Тестовые задания
 
1. Постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР» принято в:
 
а) 1943 году
 
б) 1945 году
 
в) 1946 году
 
г) 1947 году
 
д) 1950 году
 
2. Одно из произведений Ильяса Есенберлина называется:
 
а) «Кыз Жибек»
 
б) «Улпан ее имя»
 
в) «Кочевники»
 
г) «Алдар Косе»
 
д) «Путь Абая»