§2. МИФ И МИФОЛОГИЯ НАЦИИ

Каковы первичные элементы для выделения этноса? Возможны следующие варианты: язык, религия, обычаи и традиции, история, Отечество, территория, культура, экономика и др. Каждая из этих значимых для этноса инстанций, составляющих в совокупности целостность нации, достойна не только упоминания, но и отдельного рассмотрения сквозь призму того, каким образом она влияет на кристаллизацию понятий: народ, этнос, государство и т.п.

 

Но что является сущностью (субстратом) нации? Она, по-видимому, есть и является ничем иным как единством мифа. Миф — далее неразложимая единица народного духа. Миф — то, что объединяет народы. Наука — то, что разъединяет народы, в настойчивых попытках отыскать его сущность там, где ее нет. Ее действительно нет, поскольку нация и есть миф. Она сама есть миф. Это некий дух, заключенный, прежде всего в языке, вплетенный в язык. Если он выведен, вычленен из языка и живет своей жизнью, одухотворяя другие языки, то нация, этнос живы этим духом. Они идентичны, живя этим духом.
 
Говорят, что все реки текут в море. Но не все впадают в море. Есть ли реки (нации), которые не впадают в море? А если у реки нет выходов к морю? Это не река? Может быть, река впадает в озеро—море, то есть в никуда, не являющееся частью мирового океана? Что если определить статус этого озера, как моря? Если верна догадка Л.Гумилева, ярко высказанная в работе “География этноса в исторический период”, не есть ли ныне тот исторический период, когда субстрат этноса вполне совпадает с его географией?
<< К содержанию

Следующая страница >>