§ 6. Отношение к религии
До недавнего времени, до эпохи перестройки в Советском Союзе и до обретения Казахстаном независимости в 1991 г. в обществе господствовало отношение к религии как некой извращенной форме общественного сознания.
Основополагающими в понимании сущности религиозного мироотношения были слова Ф. Энгельса, написанные им в “Анти-Дюринге”, “… всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”.
В этих словах быть может заключена значительная доля правды. Да, конечно же, человек зависим от внешних сил. Самим фактом своего рождения он поставлен в зависимость от определенных исторических условий.
Является ли религия тоже источником зависимости и даже, как представляется атеистам, — феноменом, усугубляющим несвободу человека.
“Я думаю, что религия есть не чувство зависимости человека, а есть чувство независимости человека. Человек есть существо, целиком зависимое от природы и общества, от мира и государства, если нет Бога. Если есть Бог, то человек есть существо духовно независимое. И отношение к Богу определяется не как зависимость человека, а как его свобода. Бог есть моя свобода, мое достоинство духовного существа”. Это точка зрения философа-персоналиста Николая Бердяева. Такое понимание Бога присутствует и в религиозных течениях, перенесших центр тяжести на отдельного человека (благодаря чему в странах, где преобладают эти религиозные течения, происходил бурный рост капитализма), как протестантизм, синтоизм, а также носитель индивидуального начала в исламе, возлагающий все надежды на личное общение человека с Богом, — суфизм.
* * *
Смысл веры, то, что называют иман, — это понимание беспорочного, всеблагого единства Создателя и понимание учения нашего Пророка, посланника Всемогущего.
Но для того, чтобы утвердиться в имане, необходимы два условия: во-первых, вера должна быть сознательной, во-вторых, вычитав из книг одно, услышав от мулл другое, нужно выработать свое понимание и быть стойким в нем и не верить уже ничьему наущению.
Если тебе будут грозить смертью, если тысяча людей будет оспаривать тебя тысячью разных способов, нужно, чтобы чувство твое не поддалось.
Для того чтобы сохранить такое понимание веры, нужно львиное сердце и неослабевающие суставы...
Абай. “Слова назидания”. Тринадцатое слово.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1982.
2. Коран.
3. Ветхий завет.
4. Евангелие.
5. Абай. Слова назидания // Избранное. М.: Худож. лит., 1981.
6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
7. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа,
1983.
8. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир., М.: Политиздат, 1987.
9. Климович Л.И. Книга о Коране. М.: Политиздат, 1988.
10. Тримингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука,
1989.
11. Идрис Шах. Суфизм. М., 1994.
12. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996.
13. Сулейменов О.О. “Аз и Я”. М., 1977.
14. Оспанулы Н.-А. Кочевники и культ-Ура: к реконструкции Тешр1 жолы. Алматы, 1994.
<< К содержанию |