Тенгрианство

Для мироотношения древнего кочевника характерно полагание единства человека и природы, духовного и природного, их тождественности. Выразителем этого единства выступает человек. Обожествление всеобщего, целого не отрицает, а предполагает обожествление единичностей. Кочевник поэтому поклоняется Небу, Солнцу, Луне, звездам. Божественны для него и животные, растения, и огонь, земля, вода, воздух как первоначало всего.

Особое место в религии природы древних тюрков занимало обожествление Неба — Кок Тенгри (тюркский термин “Тенгри”, который обозначает идею Бога, совпадает фонетически и семантически с шумерским “Денгир”), понимаемое как Небо-Бог, как священное Небо. Такое поклонение Небу включало в себя поклонение Солнцу — Кун Тенгри, Луне — Ай Тенгри.
 
Любовь и уважение к природе были духовно-религиозными образованиями, и человек в соответствии с таким мировоззрением не вставал выше природы. Геродот писал о тюркоязычных массагетах: “Из Богов чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное”.
 
Тенгрианство как монотеистическая религия природы с верой в верховное Божество Тенгри изначально исключало какие-либо (ущербные, частичные) характеристики Бога: антропоморфность, вещность, статичность, субстанциальность и т.д. Тенгрианство как религия — это связь человека и Мира. Оно родилось в тот момент, когда человек оказался “в Мире”. Бог явился тогда, когда открылся Мир.
 
“О новейших религиях написаны библиотеки. Иудаизм, христианство, буддизм, мусульманство — стали осознанными понятиями даже для тех, кто при чтении газетных шапок шевелит губами. Двухтысячелетие убедило нас в том, что все веры, предшествовавшие последним, — суть язычество и суеверие, умственные извращения далеких предков. Термин “тенгрианство” не появлялся до сих пор в научной литературе. Самая древняя религия на планете, оформившаяся как философское учение уже в 4 тысячелетии до рождения христианского Бога, ставшая матерью семитских и индоиранских религий, заметно повлиявшая на древнеегипетские культы, — тенгрианство уже давно ждет своих исследователей...”

Олжас Сулейменов. “Шумер-Наме”/ ”Аз и Я”.
<< К содержанию

Следующая страница >>