Главная   »   Казахстан и мир: социокультурная трансформация. Нурлыбек Садыков   »   АКЫЛБЕКУ КЕЛЬБУГАНОВУ-ЧЕЛОВЕКУ И ФИЛОСОФУ
 
 



 АКЫЛБЕКУ КЕЛЬБУГАНОВУ-ЧЕЛОВЕКУ И ФИЛОСОФУ

В мае 1987 года в Аддис-Абебе, недалеко от здания советского посольства, случилось несчастье. Автомобиль, в котором ехал за рулем советский гражданин из Алма-Аты и его семья, врезался в столб. Дети не пострадали. Водитель в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Несчастье случилось из-за расплавившегося на жаре асфальта и близорукости водителя. После операции в Эфиопии его доставили в Москву, где провели еще несколько операций. Не помогло. В полном сознании он скончался. Это был философ, бывший и.о. декана философско-экономического факультета КазГУ Акылбек Жолмухамедович Кельбуганов. Он ушел на 37-м году жизни, на рассвете...

 

В своей студенческой группе он был самый младший. Защитил диссертацию раньше всех. В соавторстве со своим учителем и коллегой написал две книги: “О культуре мышления” и “Круги” в познании”.
 
Читал лекции студентам в университете по математической логике, немецкой классической философии, истории диалектики, современной (тогда “буржуазной”) западной философии. Слушателям Института повышения квалификации читал курсы по древнеиндийской и древнекитайской философии.
 
Во время своих лекций, почувствовав некоторое рассеяние или отвлечение внимания, он вступал в диалог с тем, кто являлся объектом этого отвлечения. Любил пошутить, затем деликатно, но твердо возвращал нас к теме лекции, все время держа внимание на себе.
 
Он излагал философию зарубежных философов, как свою собственную, и критиковал лишь там, где она действительно того заслуживала. Может быть, потому, что он знал ее точно, не понаслышке, а изучал в США во время 10-месячной стажировки. Но главное потому, что посвятил себя философии. В выпускном альбоме он надписал мне: “Отдадим все силы во славу философии”.
 
Внешне он был похож на делового японца — небольшого роста, в очках, строен, подтянут, аккуратен, был всегда чисто выбрит. В нем чувствовался темперамент. Читая лекции, он стоял как бы, чуть склонившись к студентам всем корпусом, пружинисто. Такой человек должен был быть во всем первым. Ежегодно в день науки он участвовал в спортивных забегах и всегда прибегал первым.
 
В Эфиопии он прожил год, в Казахстане — жизнь. В Алма-Ате жил в общежитиях, в Аддис-Абебе получил “мерседес”.
 
Когда скульптор Эрнест Неизвестный выиграл конкурс на оформление “Божественной комедии” Данте, в котором участвовал и Сальвадор Дали и об этом писал весь мир, а в Союзе не обмолвились ни единым словом, Владимир Высоцкий сказал: “Они, наверное, стесняются, что ты не эфиоп”.
 
Он не был и не стал “эфиопом”. Но он был единственным пассажиром современного уже казахстанского “философского парохода”, покинувшего родную гавань в 1986 году, и уже никогда не вернувшегося назад со своим пасса жиром на борту. И он навсегда останется для нас Человеком и “философским пароходом” — Акылбеком Жолмухамедовичем Кельбугановым. Учителем.
 
Отличительной чертой его было то, что он никогда не откладывал исполнение дел, чьих-либо просьб написать рецензию и пр. на потом, как это обычно бывает со всеми нами. Делал сей же час.
 
Мне кажется, все его ученики давно хотят написать что-то свое о нем. Но вот и прошло 10 лет, как нам “не с кем спорить”.
 
ЛИТЕРАТУРА:
 
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. № 1.
 
2. Положение беженцев в странах мира. 1995. Найти решение. — УВКБ ООН. Издание АО “Интердиалект”. 1996. — С.103.
 
3. Авенов Е.М., Назарбаев Е. Религиозная ситуация в Республике Казахстан // Евразийское сообщество. № 2, 1997. С. 16—25.
 
4. Кажымурат Кенес. Очерки истории развития науки Казахстана // Евразийское сообщество. Ха 4, 1997. С.303-329.
 
5. Абуов А.П. Единство учения Яссауи и народной исламской веры. // Евразийское сообщество. Ха 4, 1996. С. 127-135.
 
6. “Нетрадиционные религии” в посткоммунистической России, (“круглый стол”) // Вопросы философии. Ха 12, 1996. С.3-32.
 
7. Оспанулы Н. Тюркская онтология: метафизические основания тенгрианства // Евразийское сообщество. Ха 1, 1998. С.180-198.
 
8. Ауельбеков С. О кочевой ментальности казахов в системе отношений труд — богатство // Евразийское сообщество. Ха 1, 1998. С. 94-114.
<< К содержанию

Следующая страница >>