БЕЖЕНЦЫ. КТО ОНИ?
“Юридическая Газета”. № 4.1994 г. С.2.
Беженцы — это люди, покидающие свою страну из страха преследования за расовую, религиозную, социальную принадлежность или политическое мнение. Беженец не может вернуться домой или боится это сделать.
28-29 ноября текущего года в Алматы прошел семинар по проблемам беженцев, организованный Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Национальным Коммитетом Общества Красного Полумесяца и Красного Креста и МИД РК. Открыли семинар заместитель министра иностранных дел РК Булат Нургалиев и глава регионального представительства УВКБ Хитоши Мизя. Цель семинара — найти подходы по решению проблемы беженцев, находящихся в нашей стране.
В Казахстане беженцев не очень много — в основном из Таджикистана и Афганистана. И цель семинара в Алматы скорее профилактическая. Если эта проблема встанет в полный рост, как происходит ныне во многих странах бывшего СССР — особенно в Таджикистане и Закавказье — то наверстывать упущенное будет поздно.
Проблема беженцев для Казахстана не нова. В тридцатые годы сотни тысяч казахов, убегая от коллективизации и голода, покинули свои родные места, страну своего происхождения и обосновались в соседних государствах — Китае, Афганистане, Иране, Турции. Но в то время, хотя уже и существовали международные документы о статусе и правах беженцев, к казахам они не применялись из-за ограничений по национальной принадлежности. Впервые проявление международной заботы о беженцах было высказано после первой мировой войны, русской революции 1917 года и крушения Оттоманской империи, которые привели к массовым перемещениям людей. Документы о статусе беженцев вначале касались только русских, бежавших от советской системы, затем армян, турков, немцев и к 1951 году были унифицированы. С целью создания координационного центра для согласования усилий по оказанию помощи в 1921 году Лига Наций назначила первым Верховным Комиссаром по делам беженцев известного полярного исследователя Фритьофа Нансена. Первым международным документом, предназначенным защитить беженцев, был “паспорт Нансена”, который обеспечил возможность тысячам людей вернуться домой или обосноваться в других странах.
В 1951 году в Женеве была заключена международная Конвенция о статусе беженцев, которая дала наиболее полное правовое описание проблемы беженцев и впервые дала общее определение беженца. “Сердцем” этой Конвенции стала статья 33, формулирующая принцип невысылки беженцев: “Договаривающиеся государства не будут ни коим образом высылать или возвращать беженцев за границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений”. Однако эта Конвенция вносила временные ограничения в определение статуса беженца. Беженцем признавался тот, кто подвергся гонениям до 1951 года. Такое ограничение имело в своей основе слишком оптимистический взгляд на будущее проблемы беженцев, ибо, как предполагалось, после окончания Второй мировой войны, она должна была безвозвратно кануть в Лету. Однако история опровергла этот оптимизм.
Если раньше счет шел на сотни тысяч или порядка 3—4 миллионов человек, то ныне на земном шаре насчитывается более 40 миллионов беженцем и внутренне перемещенных лиц. Ежедневно в мире покидают свои родные дома и ищут защиты в других регионах 10 тысяч человек, около 5 тысяч возвращаются обратно. Таким образом, с каждым днем число беженцев увеличивается на 5 тысяч. Поэтому проблемы лиц, ищущих убежища в других странах, могут решаться только международным сообществом. В 1967 году был подписан Протокол, который покончил с временным ограничением Конвенции 1951 года.
В последние годы, с распадом Советского Союза и государств восточного блока, возникновением новых горячих точек на этих территориях, проблема беженцев стала вновь актуальной и требующих решения в странах, которые были мало знакомы, и не привыкли считаться с нормами международного права. К таким, к сожалению, относится и Казахстан, в котором есть беженцы, но не ведется централизованный их учет, не предоставляется официально статус беженца и не выдаются документы, удостоверяющие этот статус, не проводится работа по их натурализации и приобретению ими казахстанского гражданства. Однако, прошедший в 1993 году и нынешний семинар в Алматы дают надежду на то, что Казахстан сможет разработать и принять закон о беженцах и присоединиться к Конвенции 1951 года или Протоколу 1967 года (впрочем, последний включает в себя все положения Конвенции) и достойно справляться с проблемами, возникающими в этой связи в новых независимых государствах. Вопрос, естественно, может упереться в источники финансирования для принятия на себя тех обязательств, которые предполагают международные документы по данной проблеме, как это случилось в России. Но хочется верить, что эти препятствия преодолимы и наша будущая программа по работе с беженцами найдет поддержку, в том числе и финансовую, у стран — доноров УВКБ.
Кроме России, из государств Содружества Конвенцию уже подписали Азербайджан, Армения и Таджикистан, в которых уже в последние годы из-за гражданских войн появилось много беженцев и которые вынуждены были искать консультаций и поддержки у международного сообщества. Надеемся, что нас минует чаша сия, и сообща мы примем меры, чтобы предотвратить возникновение беженцев из Казахстана. Но нам необходимо разработать законодательную защиту тех “бесприютных скитальцев”, которые прибывают в надежде найти у нас убежище.
Для казахов радушное принятие лиц, ищущих защиты, людей, пришедших к нам с миром, является глубоко укорененной в характере и традициях чертой. Это гостеприимство испытали на себе многие люди и народы, ставшие жертвой гонений и преследований. Казахстан, принимая беженцев, относится к этому как к гуманитарной акции. Деятельность Верховного Комиссара ООН по делам беженцев также преследует чисто гуманитарные, а не политические цели. Поэтому присоединение Казахстана к Конвенции о статусе беженцев станет закономерной акцией и послужит подтверждением нашей доброй воли.
<< К содержанию |