КОЧЕВАНИЕ НАВСТРЕЧУ СЕБЕ: ГОД 1996
Политический климат Казахстана в 1996 году определялся рядом факторов. Первая группа — это значительные события предыдущего 1995 года — Референдум по продлению полномочий Президента Н.А. Назарбаева, Референдум по принятию текста Конституции Республики Казахстан, выборы в новый Парламент страны, согласно новой Конституции, состоящий из верхней палаты — Сената и нижней — Мажилиса.
Вторая группа факторов была связана с президентскими выборами в России и актуализацией в связи с этим вопросов национально-государственной идентичности, укрепления государственной независимости и форм интеграции в мировое сообщество.
Третья группа — это реальное состояние экономики, степень ее влияния на социальную сферу и преломление их через превалирующие тенденции, исходящие их двух предыдущих групп факторов.
После продления срока полномочий Президента Н.А. Назарбаева до 2000 года снизилась активность политических партий, начавшая было идти на подъем в предвкушении включения в ожидавшуюся тогда предвыборную кампанию в декабре 1996 года. Тот Референдум еще раз показал слабость казахстанских политических партий, их зависимость от лидеров и неспособность выдвижения альтернативных экономических и политических программ.
Статья 10 3. За гражданином Республики не признается гражданство другого государства
Новая Конституция охладила страсти вокруг муссировавшихся ранее вопросов двойного гражданства, придания русскому языку статуса государственного и введения частной собственности на землю.
В результате позиции Президента стали еще более стабильными и обрели характер гаранта и символа государственности, стоящего выше существующих трех ветвей власти.
Деятельность нового Парламента, хотя и не стала повторением практики предыдущих, занятых больше политическим процессом, тем не менее, по уже установившейся традиции, связывалась с умеренным политическим противостоянием Правительству.
Статья 7 2. В государственных организациях и оганах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.Но Парламент постепенно обретает статус солидного законодательного органа, не превышающего своих полномочий. В результате этих нюансных изменений позиции Правительства стали менее устойчивыми.
Статья 6 3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Заметное влияние на политическую ситуацию в Казахстане оказали президентские выборы в России. У руководства Казахстана, конечно же, была обеспокоенность тем, что возможная смена российского лидера приведет к кардинальному пересмотру отношений России с бывшими советскими республиками и, в особенности, с Казахстаном, независимость которого в российских бюрократических кругах до сих пор воспринимается с трудно скрываемым скепсисом. Денонсация в Государственной думе России Беловежских соглашений показала всем до каких абсурдных крайностей может доходить желание следовать своим политическим принципам.
Подписанный вскоре после этого Договор о всестороннем сближении и углублении интеграции “4 + N” между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией, не был, конечно, прямой реакцией на постановление российской Госдумы. Присоединение Казахстана к Договору было обусловлено снятием формулировок, предлагавшихся российской стороной на державной волне, заданной ее Госдумой.
Создание единого экономического пространства, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, взаимодействие различных форм собственности, упрощенный порядок получения гражданства мигрантами, свободный въезд и выезд, признание одинаковой ценности дипломов вузов, таможенный союз — все это взаимовыгодно и предлагалось Президентом Казахстана ранее в его концепции Евразийской интеграции. Очевидно и то, что углубление интеграции выбивает почву из-под радикальных заявлений политиков великодержавного толка в России и является поддержкой тех сил, которые готовы создавать режим благоприятствования для развития и укрепления независимой государственности соседей.
Политическую ситуацию внутри страны в 1996 году в первую очередь детерминировали процессы, происходившие в экономике. Здесь появились позитивные тенденции: стабилизировался на низкой отметке уровень роста инфляции (2-3% в месяц); продолжается приватизация объектов госсобственности, увеличивающая в общественном производстве долю товаров и услуг, производимых и предоставляемых частным сектором; восстанавливается эффективность работы крупных предприятий, отданных во временное управление иностранным компаниям; наблюдается некоторый рост реальных доходов населения, в частности, работников бюджетной сферы. Тем не менее, в социальной сфере положение остается сложным. Главные проблемы — в недостаточности финансирования, в неподготовленности кадров к новым экономическим отношениям, в падении престижности профессий социальных отраслей, вследствие чего продолжается текучесть кадров, испытывается нехватка учителей в средних школах. Под угрозой находится одно из самых значительных завоеваний предшествующего развития — всеобщая грамотность и достаточно высокий уровень образования.
Однако положение уже не безнадежно. Наиболее заметные реформы, дающие позитивный эффект наблюдаются в здравоохранении после внедрения обязательного медицинского страхования. Постепенно охватываются процессом рыночных отношений образование и культура, увеличивается доля негосударственного сектора. Совершенствуется законодательная база социальной сферы.
Поскольку прошедший год ознаменовал переход от процессов макроэкономической стабилизации к микроэкономике, к движению реформ в регионы и, наконец, позволял углублять реформы до конкретного решения вопросов социальной сферы, то неизбежно были затронуты интересы работников науки, культуры, образования, здравоохранения. Поэтому 1996 год характеризовался политической активизацией интеллигенции. Было создано общественное движение “Азамат”, близкое по своим целям и методам работы к партии. Его возникновение связано также и с факторами, упомянутыми в начале статьи. Усиление коммунистических настроений в России, волна социальной риторики в предвыборной президентской кампании, в связи с этим неизбежность усиления социальной политики в Казахстане. Бурная реакция Коммунистической партии Казахстана на решение Госдумы о денонсации Беловежских соглашений привела к приостановке ее деятельности в стране. Другие левые силы, понимая, что они не обладают достаточным политическим потенциалом, тем более после референдумов 1995 года и четкого законодательного оформления деятельности партий Парламентом, готовы были искать новые формы политической борьбы и охотно участвовали в создании движения “Азамат”.
Вступая в оппозицию к Правительству слева, но не имея какой-либо обоснованной экономической программы и будучи ориентированной на социальную политику, движение было обречено на повторение в усиленном варианте внутренних противоречий, присущих всему казахстанскому обществу. Это, прежде всего бикультурность нашей страны, цивилизационная неопределенность. Сила российского вектора развития Казахстана пока не дает возможности становлению его национально-государственной, цивилизационной идентичности. На данном этапе удалось сохранить за казахским языком статус государственного, войти в Организацию Экономического Сотрудничества, стать полноправным членом Организации Исламская Конференция. Открыто около 4 тысяч казахских школ, сдвинут с мертвой точки вопрос по переводу казахской письменности на латиницу, подписан указ Президента о возможности для казахов вернуться к традиционному написанию своих имен без нехарактерных для тюрков аффиксов, приняты Концепции “формирования государственной идентичности”, “этнокультурного образования” и “языковой политики Республики Казахстан”. Находится на обсуждении в Парламенте Закон “О языках”. Это пока наиболее значимые вехи, обозначающие движение к национально-государственной идентичности.
Процесс этот неизбежно должен все более актуализироваться и должен быть направлен преимущественно и не в сторону российской, православно-христианской традиции, и не в сторону ортодоксальной исламской традиции, а к традиционным казахским социальным институтам, возрождению всего богатства и многообразия казахского языка, элементов тенгрианства, толерантной суфистской ветви ислама, других характерных для кочевнической цивилизации черт, которые приобретают все более значимую роль в мировых тенденциях развития, обозначаемых термином “новое кочевничество” и неизбежно побеждающим в новом мире постмодерна.
<< К содержанию |