Конфуцианство
Родоначальником влиятельнейшего в Китае учения -конфуцианства, которое можно назвать и религией, и философией, был современник Будды Кун Фу-цзы, живший в 551 — 479 гг. до н.э. Основное содержание учения Конфуция — это учение о правилах поведения, о правильной жизни; система политической и частной жизни; учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы и о правильном порядке в семейном быту. О важности для Китая конфуцианства говорит тот факт, что по смерти Конфуций был обожествлен, и сам император совершал религиозные обряды в его честь. В начале XX в. в Китае насчитывалось около 1500 храмов в честь Конфуция. По своему содержанию конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из них был культ предков, который стал и основным содержанием конфуцианского культа. Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов.
Традиционный уклад жизни в конфуцианских книгах сведен к “пяти отношениям”: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшим и младшими братьями, между друзьями. Иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего.
Незыблемость существующего строя — основной принцип конфуцианства. Поэтому в императорском Китае единственным средством получения государственных должностей служила система государственных экзаменов. Император должен управлять через конфуциански образованных чиновников. Для сдачи государственного экзамена нужно было в совершенстве обладать знанием классических конфуцианских книг.
<< К содержанию |