Особенности современной эпохи

Одно из новейших направлений в современном постструктурализме — номадология — утверждает, что кочевнический способ существования отрицает государство. И не только отрицает, но и создает машину войны против государства. Общественная организация кочевников является историческим прототипом образа постсовременного сознания — ризомы, где корневище, не имея центра, исходной точки развития, изначально “децентрировано”, представляет сетевидную структуру. Такая модель мышления противостоит “древовидному” мышлению, ориентированному на поиск инвариантного единства, закона, предполагающего поиск происхождения, зародыша, развития и т.д. Древовйдность — это государственная власть. Корневище же кочевника организовано по принципу карты и имеет широкую географию и лабильное размещение. В этом смысле кочевники — беспредпосылочны и как бы “не имеют ни прошлого, ни будущего, они только появляются и всегда становятся”. Недаром до сих пор не завершены споры о сроках возникновения казахского государства — 530 или 540 лет назад. Если смотреть на историю кочевников с точки зрения древовидной парадигмы, то нужно и можно установить точную дату возникновения казахского государства и доказать, что государственность казахов имеет древнейшие корни. Если -с точки зрения нынешней, постсовременной, то сегодняшние процессы интеграции, сотрудничества, взаимного влияния культур сродни территориальному принципу кочевника, заключающемуся в присвоении и обжигании, в обладании абсолютным движением или скоростью. И тогда происходит постоянное движение и смещение не только территориальных границ, но и единого древа политической власти.

<< К содержанию

Следующая страница >>