Разделение западной и восточной церквей
В связи с упадком, а потом упразднением власти императора на Западе и распадом Римской империи около 476 г. необычайно вырос авторитет главы церкви, названном Папой Римским, а церковь стала именоваться римско-католической.
На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский) не могли получить такой власти.
Формальный разрыв между западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) церквями произошел в 1054 г. И доныне их разделяют, главным образом, догматические расхождения, а также обрядовые особенности и канонические отличия.
Особенностью западной церкви является и обладание ею более обширной богословской и религиозно-философской литературой, поскольку здесь делались попытки как-то согласовать церковные догматы с сохранившимися обрывками античной образованности и науки. Появилась даже особая церковная “наука” — схоластика (XII — XIII вв.).
Богословы-схоласты пытались поставить науку и философию на службу религии. Тогда родилась крылатая фаза “Философия есть служанка богословия” (“Philosophia est ancilla theologiae”). По сию пору почитаются учеными и философами в католических кругах схоластики Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский.
Противники рационализации христианского вероучения, сознавая несовместимость религии с наукой, склонялись к мистицизму и придерживались принципа Тертуллиана: “Credo quia absurdum” (Лат.: “Верую, ибо нелепо”).
В эпоху Возрождения действовавший с XII в. особый церковный суд — святейшая инквизиция — особенно усилил гонения на науку. Отличительной чертой истории христианства является жестокое преследование науки и свободной мысли.
<< К содержанию |