Суфизм
Неодолимой притягательностью обладает особое мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, называемое суфизмом. Суфиями первоначально называли мусульман-аскетов, носивших грубую шерстяную одежду суф. Суфии считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание или соединение, приобщение) человека с божеством. Оно достигается путем экстаза или внутреннего озарения, ниспосланных человеку, идущему по “пути” к Богу с любовью к нему в сердце. Суфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого никогда не было установлено или датировано.
Все мусульманские учения, цель которых — дать человеку возможность прямого общения с Богом, объемлет термин суфизм. Более того, суфийским можно считать приказание, отданное пророком Мухаммедом своим последователям, смысл которого сводится к тому, что необходимо уважать всех Людей Книги (ахль аль-Китаб). Поэтому суфизм, с точки зрения суфия, является тайным учением всех религий, ислам же является “оболочкой” суфизма.
Суфиев нельзя назвать сектой, ибо они не связаны абсолютно никакими религиозными догматами и не используют никаких постоянных мест для поклонения. Они отрицательно относятся к любым названиям, которые могут их склонить к той или иной форме догматизма.
Суфий — это не более, чем прозвище, к которому они относятся с добрым юмором. Самих себя они обычно называют “друзьями” или людьми, “подобными нам”, и узнают друг друга по некоторым природным способностям, привычкам и категориям мышления. Способы, с помощью которых они узнают друг друга, невозможно описать с помощью обычных моральных или психологических терминов -это понятно только самим суфиям.
“Быть в миру, но не от мира”, быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими лицами — вот идеал суфия.
Суфии уважают религиозные обряды в той мере, в какой они способствуют социальной гармонии.
Основными распространителями суфийской мысли были поэты. Персидский суфий Низами писал: “Во рту поэта спрятан ключ от сокровищницы”. Тайный язык служил защитой от вульгаризации образа мышления, доступного только тем, кто понимал его, а также от обвинений в ереси или гражданском неповиновении. Ибн аль-Араби (1165-1240), испанский араб из Мурсии, которого суфии называют своим Мастером Поэзии, в ответ на обвинение в ереси заявил в свое оправдание, что его произведения метафоричны, а их главная цель заключалась в том, чтобы показать божественное совершенство человека, достигаемое с помощью религиозной любви. В качестве прецедента он сослался на эротическую “Песнь песней”.
<< К содержанию |