Главная   »   Международное право в истории Казахстана и средней Азии. М. А. Сарсембаев   »   Классификация международных договоров казахских и среднеазиатских государств
 
 



 

Классификация международных договоров казахских и среднеазиатских государств
Правовой анализ международных договоров казахских и среднеазиатских государств, заключенных ими в рассматриваемый период, позволяет провести следующую классификацию. По количеству участников практически все эти договоры были двусторонними. Многосторонних договоров практика международных отношений среднеазиатского региона не знала.
 
По составу субъектов можно различать: договоры между государствами, договоры между государствами и племенами, договоры племен между собой.
 
По объекту регулирования договоры региона можно подразделять на политические, экономические, часто заключались смешанные виды договоров типа политико-экономических.
 
Если рассмотреть соотношение политических и экономических договоров в истории региона, то можно утверждать, что на долю политических договоров приходится примерно 2/3 всех договоров, а на экономичес-ские договоры — 1/3.
 
Как видим, значительная часть международных договоров государств региона приходилась на политические договоры. Разумеется, подразделение их на политические, торговые и другие условно, поскольку один и тот же договор зачастую регулировал и политические, и торговые, и другие вопросы. И тем не менее необходимо по мере возможности разграничить их. Политические договоры государств Казахстана и Средней Азии в свою очередь подразделялись на договоры: о дружбе, о совместной борьбе против агрессии, о границах, о разделении территории, об агрессивном или оборонительном союзе и т. д.
 
Подразделяя политические договоры стран региона на соответствующие классы, мы обнаруживаем, что к договорам об установлении мира относились бухаро-российский мирный договор 1868 г.; договор между Бухарой и Индией о мирных отношениях 1578 г. и др. Таких договоров в истории региона было не менее пятнадцати.
 
В советской доктрине международного права анализируются функции мирных договоров, которые могут различаться в зависимости от того, о договорах какой исторической эпохи идет речь, а также от того, когда эти договоры были заключены: до или после Октября 1917 г. В дооктябрьском международном праве господствовала сила, право государства на войну, право на аннексии, получение контрибуций. Для победителя использование военной силы при международных разногласиях и спорах считалось вполне правомерным действием. Если казахское или среднеазиатское ханство было победителем в тех или иных войнах, то оно старалось извлечь все выгоды из своего статуса победителя, и наоборот, оно было вынуждено считаться со всеми тяжкими для себя, побежденного, международно-правовыми последствиями окончания войны, которые находили свое юридическое закрепление в заключаемых им мирных договорах. Например, заключенный Кокандским ханством 22 сентября 1875 г. с Россией политический договор привел к сокращению территории Коканда. В 1740 г. Надиршаху удалось завоевать Хорезм, а также Бухару. Соглашение о подчинении Бухары Ирану исключало добровольность и равноправие сторон. Эти и другие мирные договоры были направлены на юридическое оформление аннексий, т. е. захвата чужих земель. По иронии судьбы, если Бухара и Индия в 80-е годы XVII в. имели договоры о союзе против Ирана, направленные на захват территории Ирана, то в 40-е годы XVIII в. их собственные территории оказались захваченными Ираном. Здесь следует подчеркнуть, что хотя рассматриваемые договоры и назывались мирными, история взаимоотношений Ирана с другими государствами-контрагентами по договорам свидетельствует о том, что они (договоры) были в целом далеки от установления нормального и прочного мира, реальных дружественных отношений и сотрудничества.
 
Другой разновидностью политических договоров являются договоры о дружбе. В истории внешней политики феодальных казахских и среднеазиатских ханств таких договоров очень немного. Пожалуй, можно сослаться только на договор о дружбе между Бухарой и Индией (1698 г.), договор о дружбе, заключенный султанами и биями Старшего жуза и киргизскими манапами 22 августа 1847 г., а также на договор между Хивинским ханством и Ираном о дружбе и братском союзе (1814 г.). Немногочисленность международных договоров о дружбе можно объяснить наличием в значительной мере враждебных отношений между государствами в период господства феодального и буржуазного международного права, которые до Октября 1917 г. были основаны на культе силы в отношениях между народами. Не были исключением Казахстан и Средняя Азия.
 
К разряду политических следует отнести и договоры о союзе. Как оборонительном, так и наступательном. Во внешнеполитической истории региона такие договоры имели место. Примерно двадцать договоров было заключено государствами региона с целью создания союзов, из них примерно половина приходится на договоры о наступательном союзе, другая половина — оборонительном. Так, договор между Бухарой и Индией о союзе против Ирана (1682 г.) относится к договорам о наступательном союзе, т. к. заключен с целью совершения агрессии; а соглашения о военном союзе киргизов и Коканда против Джунгарии в 40-х годах XVIII в. можно отнести к договорам об оборонительном союзе.
 
В числе политических договоров Казахстана и Средней Азии значительное место занимали «договоры о мире и родстве», кочевавшие из столетия в столетие. Установление непосредственных (брачных) отношений между властвовавшими родами в известной мере способствовало поддержанию мира и дружественных отношений между государствами. Для владетелей региона в соответствии с мусульманским правом было естественным делом иметь десять и более жен, которые, как правило, были дочерьми или сестрами других государей. Так, казахский хан Аблай имел двенадцать жен, которые были дочерьми хивинского хана, кашгарского бека, калмыцкого хана, калмыцкого нойона и т. д.
 
К политическим договорам следует отнести договоры, регулировавшие вопросы о выдаче пленных, но не специально этому посвященные, а регулировавшие этот вопрос вкупе с другими политическими. Так, в соглашении между казахами и оренбургской администрацией России в 1748 г. помимо прочих был положительно решен вопрос о возвращении русских пленных.
 
Отдельную группу политических договоров, свойственных рассматриваемому региону, составляли договоры о присоединении жузов, племен, народностей к Российскому государству в XVIII и XIX вв. Среди них: договор между Младшим жузом Казахстана и Россией от 10 октября 1731 г., договоры между Средним жузом и Россией 1742, 1830, 1863 гг., договор между Старшим жузом и Россией 1864 г., договоры между киргизскими племенами бугу и черик с одной стороны и Россией — с другой, договор между мервскими туркменами и Россией от 31 января 1884 г. о присоединении их к русскому государству. Необходимо отметить, что эти договоры регулировали также и вопросы торгово-экономических отношений.
 
Еще одну разновидность политических договоров в истории региона с точки зрения феодального международного права представляют договоры, установившие протекторат России в отношении Бухарского и Хивинского ханств: бухаро-российский договор от 23 сентября 1873 г., и хивинско-российский договор от 12 августа 1873., которые регулировали также и вопросы экономических взаимоотношений между этими государствами.
 
Классификация политических договоров будет неполной без подразделения всех договоров по признаку их доступности к текстам на тайные и открытые.
 
Многие договоры, заключенные государствами, были открыты. В качестве примера тайных договоров государств региона с другими странами можно привести соглашение о тайном от Хивы союзе и подданстве между Мервом и Бухарой (1843 г.). Тайные договоры преследовали, как правило, корыстные цели, скрывая от народов намерения, зафиксированные в них.
<< К содержанию

Следующая страница >>