Главная   »   Международное право в истории Казахстана и средней Азии. М. А. Сарсембаев   »   Раздел второй. Глава V. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВ КАЗАХСТАНСКО-СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА
 
 



 Раздел второй

Глава V
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВ КАЗАХСТАНСКО-СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА
 
§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОГО НАРОДНО-СОВЕТСКОГО ТИПА СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Совершившиеся в прошлом социальные революции всегда оставляли свой отпечаток на политических, правовых, в том числе и международно-правовых институтах. При смене предшествовавших общественно-экономических формаций сохранялось право силы, право более сильного государства на захват и угнетение малых наций и народностей.
 
Политическая и экономическая жизнь мирового сообщества претерпела определенные изменения вследствие Октябрьской революции 1917 г. Государство, которое внесло в международные отношения идеи мира, выступило на международной арене за торжество принципов суверенного равенства всех государств, права наций на самоопределение, за уничтожение аннексионистских договоров, закабаливших малые народности и государства.
 
Новые, социалистического типа субъекты международного права (Советская Россия, другие советские республики) выступили с новыми международно-правовыми доктринами, нашедшими отражение в первых декретах Советской власти. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. не только провозгласил мир между воюющими государствами и народами, но и установил свод новых принципов и норм взаимоотношений государств на новых, демократических началах.
 
Известно, что Советская власть предоставила Бухарскому и Хивинскому ханствам независимость, восстановила их международную правосубъектность.
 
Бухарскую и Хорезмскую народно-демократические революции можно назвать продолжением Октябрьской революции 1917 г. в России. Образованные в результате бухарской и хивинской народных революций Бухарская Народная Советская Республика (БНСР)  и Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР) вступили в отношения с другими советскими республиками и руководствовались при этом новыми принципами взаимоотношений, такими как: равноправие, взаимопомощь и сотрудничество, совместная защита интересов друг друга.
 
Военные и хозяйственные связи советских республик, в том числе Бухары и Хорезма, оформлялись договорами, которые заключались на основе этих принципов, как и сотрудничество в дипломатической области. Это находило выражение в самых различных формах: совместные совещания, выступления с нотами и заявлениями, формирование единых делегаций для ведения дипломатических переговоров, исполнение отдельных поручений дипломатического характера одной республики другой, создание единого дипломатического союза для организации отпора дипломатическому наступлению капиталистических стран.
 
При совершении социальной революции, в том или ином государстве неизбежно возникают вопросы правопреемства, что особенно важно для уяснения отношения к международным обязательствам, принятым на себя существовавшим ранее государством.
 
Вопросы правопреемства возникли и после свершения бухарской и хивинской народных революций и образования новых, народно-советского типа субъектов международного права — БНСР и ХНСР.
 
Прежде чем анализировать вопросы правопреемства Бухарской Народной Советской Республики и Хорезмской Народной Советской Республики по отношению к старым институтам прежних Бухары и Хивы, уясним себе, что такое правопреемство при социальной революции вообще. Определение данного понятия наиболее полно дано М. М. Аваковым в его книге «Правопреемство Советского государства»:«Правопреемство при
 
возникновении нового субъекта международного права в результате социальной революции есть переход прав и обязанностей от старого субъекта международного права к новому, причем пределы такого преемства определяются классовой сущностью этого вновь возникшего государства и общепризнанными нормами международного права».
 
Согласно общему правилу права и обязанности старого субъекта права не исчезают, а переходят к новому. Естественно, БНСР и ХНСР не могли принять все без исключения договоры, заключенные бухарским эмиром и хивинским ханом.
 
Политические договоры старой Бухары и Хивы о протекторате были аннулированы. Не были восприняты и консульские соглашения между Россией и Бухарой, закреплявшие капиталистические отношения в экономике контрагентов по договору. Новые Бухара и Хорезм наследовали ту территорию, которая принадлежала эмирской Бухаре и ханской Хиве. Границы этих новых государств были определены довольно четко.
 
Бухарская и Хорезмская республики на основе правопреемства восприняли заключенные в XIX в. договоры о границах, отграничивших их территории от территорий Ирана и Афганистана. Это нашло свое подтверждение, в частности, в ст. 4 союзного договора между РСФСР и Бухарской Народной Республикой от 4 марта 1921 г.: «Обе договаривающиеся стороны признают государственную границу между РСФСР и БНСР, бывшую к моменту заключения настоящего договора...»
 
«Исходя из провозглашенного РСФСР права всех народов на свободное самоопределение и отказа от колониальной политики бывших правительств России, эксплуатировавших и угнетавших бывшее Хивинское ханство и его трудящихся,— Россия безоговорочно признает полную самостоятельность и независимость Хорезмской Советской Народной Республики со всеми вытекающими из такого признания последствиями и во имя осуществления лозунгов, за которые борются российские трудящиеся, на вечные времена отказывается от всех тех прав, которые были установлены прежними российскими правительствами по отношению к Хорезмской республике» (ст. 1 союзного Договора между Россией и Хорезмской республикой от 13 сентября 1920 г.).
 
В первоначальный период становления народно-советской государственности в Бухаре Центральный ревком Бухары, Совет Народных назиров, будучи высшими органами государственной власти, выполняя внутриполитические задачи в стране, одновременно были и органами внешних сношений. Это видно, в частности, из того факта, когда 6 сентября 1920 г. на объединенном заседании членов Центрального ревкома, Правительства, ЦК Бухарской Коммунистической партии и уполномоченного представителя РСФСР было принято решение о посылке приветственно-информационных телеграмм. правительствам Афганистана, Турции и Персии и избрано две делегации: одна — для установления дружественных дипломатических отношений с Афганистаном, другая — для участия в работе съезда представителей народов Востока в Баку.
 
Ревком Бухары обратился к ВЦИК Хорезмской, Азербайджанской, Туркестанской, Казахской республик с заявлением о том, что Бухара, исходя из единства целей и задач с этими республиками, готова к совместному выступлению против международного империализма.
 
Высший законодательный орган Бухары — Совет народных представителей был также и верховным органом, осуществлявшим внешнеполитические полномочия страны.
 
Всебухарский съезд (курултай) Советов народных депутатов, Всехорезмский съезд Советов народных депутатов, являясь высшим органом власти соответственно в Бухаре и Хорезме, осуществляли не только внутриполитическую, но и внешнеполитическую деятельность. В частности, II Всехорезмский съезд Советов народных депутатов единогласно ратифицировал Союзный договор и военно-политическое соглашение с РСФСР, предложил своему правительству всемерно укреплять дружбу с Советской Россией и обратился в СНК РСФСР об оставлении частей Красной Армии в ХНСР.
 
Согласно Конституциям этих двух республик (Конституция Хорезмской НСР от 30 апреля 1920 г., а также в редакции 1921 г. и Конституция Бухарской НСР от 21 сентября 1921 г.) внешнеполитическая компетенция съездов (курултаев) определялась следующим образом: они имели право на сношения с иностранными государствами, объявление войны, заключение мира и ратификацию мирных договоров, заключение внутренних и международных займов, Таможенных и торговых договоров.
 
Работавшие между съездами высшие законодательные, распорядительные Органы ЦИК и избранные ими Президиумы и Правительства республик в сфере внешних сношений осуществляли практически те же самые внешнеполитические полномочия, за исключением вопросов об объявлении войны и заключении мира.
 
В августе 1922 г. Председатель Советов Народных Назиров Бухарской Советской Республики решал военно-политические и экономические вопросы, связанные с укреплением дружбы между РСФСР и БНСР. 6 сентября 1922 г_ ЦК РКП (б) принял постановление по «бухарскому вопросу», смысл которого сводился к оказанию неотложной военной, медицинской, продовольственной помощи народной Бухаре целым рядом высших государственных органов Советской России; в том числе Народный Комиссариат иностранных дел России должен был оказать разностороннюю поддержку правительству БНСР в процессе переговоров с германскими торгово-промышленными фирмами о продаже каракуля и привлечения их капитала с целью восстановления народного хозяйства. Здесь мы еще раз видим помощь Советской России Бухаре в осуществлении ее внешне-торговых связей.
 
Специализированными внутригосударственными органами внешних сношений народных республик Бухары и Хорезма были народные назираты иностранных дел, назираты торговли и промышленности, ведавшие не только внутренней, но и внешней торговлей этих республик. Назир иностранных дел назначался Исполнительным комитетом республики, его заместитель — Советом Назиров.
 
В правительстве Народной Бухары функции министра иностранных дел были совмещены с функциями Председателя Совета Народных Назиров — Правительства Бухары. Это было сделано для придания большей значимости внешнеполитической деятельности и для более оперативного проведения внешнеполитического курса республики.
 
Компетенцию народного назирата иностранных дел среднеазиатских народных республик, его задачи можно видеть на примере Положения о Народном Назирате иностранных дел ХНСР от 21 июля 1921 г., п. 4 которого устанавливал: «В задачи назирата иностранных дел входит поддержание связей между Хорезмской Народной Советской Республикой и дружественными ей республиками...». «Задачей назирата..., — говорилось далее в п. 5 Положения, — является посылка в соседние с Хорезмской республикой страны утвержденных Советом Назиров полномочных постоянных представителей для ведения политических, экономических и торговых отношений с их правительствами и заключения договоров». Кроме того, организация приема и размещения представителей иностранных государств также входила в обязанность Назирата иностранных дел (п. 9 Положения).
 
Назираты торговли и промышленности республик принимали активное участие во внешней торговле Бухары и Хорезма, особенно в хлопковой торговле, что было им вменено в обязанность высшими органами власти и управления республик.
 
К зарубежным органам внешних сношений народных республик Бухары и Хорезма относились: 1) полномочные представительства, которые были учреждены в РСФСР, Азербайджане, Персии и Турции, Афганистане; 2) Генеральные консульства, консульства, открытые Бухарой и Хорезмом друг у друга, в РСФСР, Азербайджане, Афганистане, Туркестанской АССР (суммируя, скажем, что в разных городах упомянутых государств Народная Бухара имела 7 консульств; Народный Хорезм открыл 4 генеральных консульства); 3) торговые представительства (торговые миссии, торговые агентства), которые находились в РСФСР, бухарское — в Хорезме, хорезмское — в Бухаре, по согласованию с правительствами этих стран. В свою очередь, в Бухаре и Хорезме находились полномочные представительства, посольства РСФСР, Армении, Ирана, Турции, Афганистана, консульства РСФСР в городах Бухарской республики Чарджуе, Керке, Термезе, Дюшанбе, Шах-рисябзе.
 
Особенностью в развитии посольского права в рассматриваемый период было то, что в отличие от дореволюционного периода, когда посольства были временными, с разовыми целями и поручениями, стали появляться постоянные посольства республик в иностранных государствах и иностранные постоянные посольства в столицах республик. Это говорило об известной стабилизации дипломатических отношений республик с другими государствами. Сказанное не означало, что Бухарская и Хорезмская республики не посылали временные дипломатические миссии. К примеру, союзные российско-бухарский (от 14 сентября 1921 г.), российско-хорезмский (от 13 сентября 1920 г.) договоры были подписаны Чрезвычайными дипломатическими миссиями Бухары и Хорезма, специально направленными в Москву с целью заключения этих договоров.
 
Другой особенностью развития посольского права в регионе было то, что Бухарская и Хорезмская республики вступали в дипломатические отношения и переговоры не только непосредственно, но и через дипломатических представителей РСФСР. Это выражалось не только в издании совместных дипломатических воззваний и заявлений, но и в делегировании своих полномочий представителям Советской России для ведения трудных дипломатических переговоров на Генуэзской конференции 1922 г.
 
Полномочные представители от всех восьми советских республик, в том числе и от Бухарской и Хорезмской республик, 22 февраля 1922 г. постановили: «… поручить Российской Социалистической Федеративной Советской Республике и защищать на этой конференции (международной экономической конференции в Генуе. — М. С.) интересы указанных восьми республик, и заключать и подписать от их имени, как могущие быть выработанными на этой конференции отдельные международные договоры и соглашения...».
 
Подобного рода действия Бухары и Хорезма, всех советских республик находились в полном соответствии с международным правом и носили наименование кумуляции дипломатических миссий.
 
Если в эмирской Бухаре могли иметь место злодейские убийства не совершивших никаких противоправных действий членов советской делегации, прибывших к эмиру Для переговоров в 1918 г., советского дипломатического курьера в середине 1920 г. только лишь из ненависти к идеям Советской власти, то в народной Бухаре даже к совершившим противоправные действия дипломатическим представителям относились в строгом соответствии со сложившимися нормами международного дипломатического права. Так, когда афганский посол Абдул-Расул-хан в Бухаре встал на путь враждебной деятельности против Бухарской народной республики; бухарские власти 30 июля 1922 г. лишь выслали его из своей страны. Это свидетельствовало о том, что к властй в Бухаре пришли прогрессивные силы, была установлена власть, которая в своей внешнеполитической деятельности, в частности, в вопросах дипломатических отношений руководствовалась принципами гуманизма и неуклонного исполнения норм дипломатического права вообще, и дипломатического иммунитета, в частности.
 
Органы внешних сношений БНСР и ХНСР за весь период существования народных республик с 1920 по 1924 гг. заключили не менее 20 двусторонних и не менее 2 трехсторонних договоров. Анализ показывает, что многие договоры, в том числе и трехсторонние, были заключены с РСФСР; эти договоры регулировали преимущественно политические и экономические отношения сторон; они свидетельствовали об оказании финансовой помощи РСФСР народам этих республик. Трехсторонние соглашения (РСФСР, БНСР и ХНСР) были заключены в 1921 и 1923 гг. по вопросам порядка управления Аму-Дарьинской флотилией.
 
В связи с гражданской войной и басмаческим движением экономика Бухары и Хорезма оказалась подорванной, что, естественно, привело к уменьшению экспортноимпортных сумм. Бухарская и Хорезмская республики на основе и с помощью государственной монополии внешней торговли предпринимали усилия к улучшению экономического положения. Для этого Бухара и Хорезм установили постоянные торговые представительства в РСФСР, Туркестанской АССР, торговые агентства в Афганистане, друг у друга. Говоря иначе, с этими государствами Бухарская и Хорезмская республики имели непосредственные торгово-экономические отношения, что нашло свое отражение в целом ряде экономических договоров и соглашений (например, экономическое соглашение между РСФСР и ХНСР от 13 сентября 1920 г., соглашение между РСФСР, БНСР и ХНСР об Аму-Дарьинской флотилии от 21 сентября 1921 г., Протокол по урегулированию торговли БНСР с Афганистаном от 4 января 1924 г.). Но этой непосредственной формой не исчерпывались торгово-экономические отношения Бухары и Хорезма с другими государствами. Эти республики использовали мандаты РСФСР, ее высших органов власти с целью расширения своих торговых связей с европейскими государствами, что также содействовало улучшению их экономики. Так, Председатель Совета Народных Назиров БНСР Ф. Ходжаев ездил в Берлин с мандатом ВЦИК РСФСР, предоставлявшим ему право заключать договоры и соглашения для привлечения иностранного капитала в целях восстановления и развития народного хозяйства Бухары.
 
Бухарская и Хорезмская республики использовали постоянные торговые представительства РСФСР в ряде европейских государств. Так, ХНСР осуществила ряд торговых операций с Финляндией через посредство торгового представительства Советской России.
 
Отличительной по сравнению с дореволюционным периодом особенностью в осуществлении Бухарской и и Хорезмской республиками внешнеторговых отношений было функционирование нового, неизвестного дотоле в практике международных отношений правового института — постоянных торговых представительств республик в других государствах — возникшего как результат установления государственной монополии внешней торговли этих республик.
 
Осуществление торговых отношений Бухарой и Хорезмом непосредственно с помощью РСФСР с другими государствами было дополнено новой формой. В марте 1923 г. была созвана по инициативе ЦК РКП (б) и его Средазбюро конференция по объединению экономических усилий Бухарской, Хорезмской Народных советских республик и Туркестанской АССР. Высшим руководящим органом такого экономического объединения была периодически созываемая конференция полномочных представителей Туркестанской АССР, Бухары и Хорезма; исполнительным органом являлся президиум конференции, состоявший из представителей РСФСР, Туркестана, Бухары и Хорезма. Для практического всестороннего разрешения экономических вопросов в Среднеазиатский экономический Совет (Средазэкосо) вошли руководители комиссариатов и назиратов внешней торговли, путей сообщения, связи, финансов и ЦСУ. Совет рассматривал и согласовывал хозяйственные планы республик, разрабатывал общие законодательные формы для этих республик, определял направления торговой политики. В правовом смысле экономические отношения среднеазиатских республик от простых двусторонних отношений были подняты на высокую ступень объединения наиболее ключевых направлений народного хозяйства. В этом объединении присутствовали элементы интеграции, что позволило довольно ускоренными темпами решать насущные экономические проблемы республик, способствовало укреплению дружественных отношений между народами, содействовало вовлечению Бухары и Хорезма в социалистическое строительство.
 
Со времени образования (БНСР — с 1921 г., ХНСР — с 1920 г.) до вхождения компартии Бухары и Хорезма в РКП (б)(1922 г.) и образования экономического объединения республик Бухара и Хорезм были совершенно обособленными государствами. С момента вхождения компартий республик в РКП (б) и особенно образования Средазэкосо до национально-государственного размежевания (1924 г.) их нельзя квалифицировать как абсолютно обособленные друг от друга государства, это уже было объединением государств конфедеративного типа —такова картина развития этого процесса с международно-правовой точки зрения.
<< К содержанию

Следующая страница >>