1.2. Незабываемые подвиги «декабристок»
Последние строки припева патриотической песни «Желтоқсан әні», имевшей в одно время распространение среди студенческой молодежи, звучат так:
Әділдік жолында,
Үлың түгіл халқым-ау,
Құрбандығы қазақтың,
Қызың болған — Желтоксан.
смысловой перевод: Помни народ мой! Вместе с твоими сыновьями и девушки-казашки принесли себя в жертву ради торжества справедливости — так было в дни Желтоксана (Декабря) эти скорбно-патриотические слова отражают реальность.
Героические подвиги казахских девушек Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой — героев Советского Союза, а также летчицы Доспановой Хиуаз, совершенные в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, остались в памяти и сознании поколений, как вдохновляющие примеры женской доблести и стойкости воинов-казашек. Эти черты проявились в отчаянных и смелых поступках девушек в дни Декабрьских событий 1986 года в г.Алма-Ате. Девушек этих впоследствии в народе именовали «декабристками». Кто они, где они теперь? Время и наша мужская тупость позволили их во многом забыть, но они не забыты в сознании поколения.
Алдан Айымбетов, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права Академии наук Казахской ССР, в котором мы работали вместе и пережили Декабрьские дни, потом рассказывал мне и сослуживцам о том, как изменились представления его дочерей, после Декабрьских событий о девушках — казашках из аулов, к которым прежде они, воспитанные в городских условиях, относились с высока, как с неравными, считали их провинциалками. По его словам, теперь его дочери, увидев своими глазами то, что происходило на площади имени Брежнева 17 декабря вечером и утром 18 декабря, а главное — отчаянные поступки, жертвенные подвиги девушек — участниц молодежного выступления на площади, оказывавших неравное сопротивление палачам в солдатских формах, избивавших их и издевавшихся над ними, совершенно изменили свое мнение о девушек-казашках. Они теперь, как признаются, говорят, что готовы снять шляпы свои перед этими участниками выступления — «декабристками».
Массовая уголовная и административная репрессия, учиненная партийными, советскими и карательными органами над участниками Декабрьских событий и над им сочувствующими, а также чистки в высших и среднеспециальных учебных заведениях и в органах управления всех уровней от неблагонадежных «националов», пропаганда и идеологическая обработка населения создали трудную и мрачную обстановку в Республике, в особенности в г.Алма-Ате, и определенные осложнения в национальных и межнациональных отношениях. Все это в комплексе в свою очередь бумерангом отразилось на социальной и политической стабильности Советской политической системы. В этих условиях нельзя было не только восторгаться вслух о подвигах и героях Декабрьских выступлений молодежи, но и невозможно было даже говорить что-то положительное о них. Последовавшая политика перестройки в Союзном государстве в конце-концов привела к распаду самого Союза Советских Социалистических Республик и к образованию на его развалинах суверенных национальных государств на базе бывших союзных республик. Вслед за провозглашением Суверенитета Казахской Республики годы ушли на ее становление и укрепление. В эти трудные и сложные постсоветские годы темы о Декабрьских событиях 1986 года, тем более о подвигах и героях этих дней отошли на дальний план — говорили, писали о них от случая к случаю. Даже материалы и выводы Комиссии по изучению дел и реабилитации участников Декабрьских событий, созданной Парламентом (Верховным Советом), которую возглавлял вначале поэт Кадыр Мырзалиев, а потом Мухтар Шаханов, серьезно по существу, созданной в 1989 году по официальному запросу и инициативе депутата Исиналиева М.И., в комплексе не рассматривались до середины 90-х годов.
Первое относительно серьезное мероприятие, памяти Декабрьских событий 1986 года, проводилось к их пятилетию. 17 декабря 1991 года на площади Республики был проведен многолюдный митинг, специально посвященный к юбилею. На нем первым выступил Президент страны Назарбаев Н.А., вторым дали слово мне. Содержание наших выступлений передавалось по радиопрограмме «Шалкар» 17 и 18 декабря.
Вернемся теперь к девушкам — «декабристкам», об их подвигах, о которых народ и общество запомнили, а о некоторых из них слагали песни и посвящения. Об одной такой героине с трагической судьбой, а именно об Асановой Ляззат Алтынай-кызы хочется рассказать особо, ибо она лично это заслуживает и вместе с тем она олицетворяла тысяч других девушек, в том числе много безымянных, участвовавших и дравшихся на баррикадах в дни Декабря.
Долгие годы идут публикации, описания, переписки, письма и представления об Асановой Ляззат, об ее подвигах в дни Декабрьских событий 1986 года и о том, что не выдержав пытки и издевательства в застенках изолятора МВД, куда она была помещена впервые дни событий, как активная их участница, а также в знак протеста против учиненной военными и властями расправы над участниками демонстрации, принесла она в жертву свою жизнь. Ее имя, как и имена многих других активных участников выступления, в течение ряда лет было предано забвению. Советская власть на местах и идейные ее наследники и в годы постсоветского периода делали все, чтобы имена этих героев были забыты. В этих целях немало сочиняли о них отрицательные небылицы. Асанова Ляззат не была исключением. Во властных коридорах еще и сегодня, спустя почти 25 лет после Декабрьских событий, сидят люди с сомнительной деловитостью и даже с сомнительным прошлым по отношению к этим событиям. Они в ряде случаев безразличны, нередко тормозят восстановление во всем правды, в том числе о подвигах Асановой Ляззат.
Ляззат Асанова родилась, жила и окончила в 1985 году неполную среднюю школу в с. Акжазык Панфиловского района Талды-курганской области. Была одаренной девушкой и училась на отлично. Затем она поступила в Алма-Атинское музыкальное училище имени Чайковского по классу национальных инструментов. В числе первых она присоединилась к демонстрантам, направляющимся на центральную площадь. Дружинники, выполнявшие задание по подавлению митингующей и протестующей молодежи, а также милиционеры и солдаты, избивавшие участников митинга задержали ее, как активную участницу, вернее заволокли полуживую и заточили в тюремную камеру, где она покончила с жизнью — таковы известные версии.
Газета «Новое поколение» от 30 мая 1997 года на своей обложке поместила портрет Асановой Ляззат в крупном плане и сопроводила надписью «Ляззат Асанова — промелькнувший метеор на небосклоне тоталитаризма». Газета в статье, посвященной ей писала: в свои 16 лет, но уже взрослая умом и ростом « в черную стужу декабря 1986 года девушка была там, на площади... Но оружием мирной девушки — демонстранта были ее антитоталитарные лозунги, горячая любовь к Родине, зов предков, отдавших жизнь за независимость».
В дни десятилетия Декабрьских событий совершенно правильно писал о ней корреспондент этой же газеты Евгений Коробейников писал следующее: «Парадокс. Но даже с наступлением долгожданной независимости честное имя девушки пробивалось к справедливости через частокол бюрократии. Неубедительно, ведь в карательных и надзорных органах сидят все те же деятели. Да, Ляззат погибла сама, но на смерть ее толкнули бесчеловечные издевательства и пытки ... в застенках правоохранительных органов».
Мне дважды пришлось быть инициатором или одним из инициаторов подготовки очередных обращений Президенту Республики Н.А. Назарбаеву о присвоении Асановой Ляззат звания «Халық Каһарманы» в октябре 1997 года, второй раз 1 ноября 2000 года. В эти годы мне постоянно помогал в сборе и скопировании опубликованных и неопубликованных материалов об Асановой Ляззат, в установлении связи с рядом видных деятелей культуры, науки и общественных и государственных организации Мухай Жумаханов, журналист, участник событий 17-18 декабря 1986 года. Я его хорошо знал и он меня со времени его работы в Академии наук помощником ее Президента Есенова Ж. по связи со средствами массовой информации в 70-ые годы. Он был и оставался горячим и самым активным сторонником реабилитации Асановой Л. Так был накоплен значительный материал, часть которого воспроизведена в данной работе.
Особенно в связи с десятилетием Декабрьских событий и объявлением Указом Президента 1997 год — годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, отмечавшееся более или менее гласно и трибунно, в высшие органы государственной власти, в том числе на имя Президента Республики, поступили подписанные многими известными деятелями культуры, науки, общественных и религиозных организации коллективные и индивидуальные обращения и письма с просьбами рассмотреть вопрос о присвоении Асановой Ляззат Героя Республики «Халык Каһарманы». Для такой постановки, как указывались в них, материалов было больше, чем достаточно, в том числе и исходящих от государственных органов, осуществлявших изучение, проверку и оценку данных, связанных с Декабрьскими событиями. Можно указать: на материалы Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года «О выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17-18 декабря 1986 года» в 24-х томах; материалы Конституционного Суда Республики Казахстан «О проверке конституционности правоприменительной практики, решений органов государственной власти, административных, судебных и правоохранительных органов, связанных с Декабрьскими событиями 1986 года в г. Алма-Ате» в 14 томах; материалы прокуратуры г. Алматы за №16/108 1997 года, содержащие показания разных лиц об Асановой Ляззат.
В течение 1991-1997 годов было опубликовано много статей в газетах, журналах в числе других материалов и о героизме Асановой Ляззат Алты-найкызы в дни Декабрьских событий. Укажу на некоторые из них, специально повествующие о ней: «О Ляззат Асановой» (Касимов А.С. «Егемен Казахстан» 1997 г. 16 июля); «Ақжазықтың - ақмандай аруы еді» (Тасым-бек А. «Жас алаш» 1997, 14 января); «Қазақстанның халық каһарманы — Ләззат — Каһарман атына лайықты» (Кайсенов К. газ «Туркестан», 1997, № 34.). т.б.
О том насколько была популярно имя Асановой Ляззат Алтынайкызы и ее подвиги в дни Декабрьских событий говорят коллективные письма, заявления и обращения, опубликованные в открытой печати, под которыми стоят подписи разных национальности и представителей разных слоев населения, общественных организации, а также и депутатов Парламента и местных представительных органов. Вот некоторые из них: а) Группа видных деятелей культуры, в том числе и участники Великой Отечественной войны — Алимбаев М., Бельгер Т.К., Дулатова Г.М., Касенов К., Жумаханов М.Ж., Осипов В.И., Снегин Д.Ф., Симашко М.Д., Кожа-Ахмет X. опубликовали статью под названием «Қазақтың батыр қызы қаһармандық паградасына лайық» — «Доблестная дочь казахского народа достойна награды героя» — (газ. «Егемен Казахстан» 1997 г., 26 июля); б) Халифа Алтай (Турция) Сейтхан Абилхасымулы (Монголия), Жаксылык Самитулы (Китай), Хаби Сумер (Германия), Али Чалак (Иран), Ботакоз Уатхан (Монголия) подписали статью «Лөзаттың орны — қаһармандық» — «Место Ляззат в ряду героев» (газ. «Егемен Казахстан», 1997 г. 2 августа); в) из родного Панфиловского района Алматинской области почти все руководители районных национальных культурных центров — Тохтахунов Р.И. (уйгуров), Емец П.В. (словян), Дифу Ш.С. (дунган), а также председатели районных общественных организации Уркимбайулы И.Б. (общество «Қазақ тілі»), Балгабаев М. (движение «Азат»), Турлыбеков М. (партия «Народное единство»), Жантагулова Т.К. (Совет женщин) подписали статью под заголовком «Қыршын ғұмыр елеусіз қалмасы» — «Отданная жизнь не должна оставаться без внимания» (газ. «Егемен Казахстан» 1997 г. 12 июля).
Группа депутатов Парламента Республики — Сенаторы Такенов Б.Д., Тажиев С.А., мажилисмены Осипов В.И., Акылбаев К.А. и Келемсеитов Е.А. 27 мая 1997 г. обратились к Президенту Республики с письмом. В нем они писали «Ляззат Асанова — настоящая героиня народа, отдавшая свою жизнь. ... Просим присвоить ей Государственную награду «Халық Қаһар-маны» посмертно. Мы убеждены, что присвоение столь высокого звания ей, достойной дочери Казахского народа будет способствовать патриотическому воспитанию становлению и развитию ее национального самосознания». Спустя полгода, 15 ноября 1997 года, один из подписавшихся указанного письма депутатов Келемсеитов Е. пишет развернутое письмо заместителю Акима Алматинской области Жакиянову О.С. К письму он приложил 18 разных документов, в том числе статьи и письма, опубликованные в газетах, «полностью доказывающие, что Асанова Ляззат отдала свою жизнь за независимость Республики».
Имя Асановой Л., наряду с именем героя К. Рыскулбековым в обществе и за пределами Республики приобрело широкую известность, а на памятном вечере, посвященном Асановой Ляззат, организованном в г. Алматы в связи с десятилетием Декабрьских событий, на котором наряду с другими принимали участие и выступили депутаты Парламента было оглашено предложение, заранее поддержанное группой известных деятелей с ходатайством о сооружении памятника Рыскулбекову К. и Асановой Л., о переименовании улицы Фурманова ее именем. Выступивший на этом вечере советник посольства Турции Аллаедин Корыкмас сообщил собравшимся о том, что «подвиг казахской девушки — гордость всех тюрков. В Турции о подвигах Кайрата и Ляззат знают не меньше чем в Казахстане».
Нами, при посредничестве и активном участи Мухая Жумаханова, на основании материалов, опубликованных и неопубликованных, а их было предостаточно, было подготовлено, как бы обобщающее письмо-ходатайство на имя Президента Республики Н.А. Назарбаева о присвоении Асановой Л. «Халык Қаһарманы». Это было в октябре 1997 года. Его подписала большая группа известных деятелей культуры. Это коллективное письмо вместе с другими многими поступившими материалами, Администрацией Президента было направлено акимату Талды-Курганской области на заключение. Там был заполнен Наградной лист по форме (образец 1.), состоящий из 13 вопросов. На вопрос (пункт 13) «Характеристика особых заслуг награжденного» была запись: «Асанова Ляззат Алтынайкызы — настоящая героиня народа, отдавшая свою жизнь в борьбе за становление суверенного государства Республики Казахстан». К наградному листу была приложена запись-справка под названием «Особые заслуги Л.А. Асановой — заключается в следующем» и заканчивалась заключением: «Подвиг Ляззат Алтынайкызы Асановой имеет огромное значение для формирования Казахстанского патриотизма. Выдвигается на награду».
По неизвестным нам причинам решение вопроса застопорилась. По одним данным материалы засели в Администрации Президента, по другим данным в связи со сменой руководства областного акимата о материалах просто «забыли». Говорили также, что якобы по показаниям неких свидетелей смерть Асановой имеет «бытовые причины».
Мне совместно с моим привычным помощником в этом вопросе Муха-ем Жумахановым пришлось второй раз (возможно, это последнее с моим участием), подготовить и отправить 1 ноября 2000 года новое коллективное письмо-ходатайство на имя Президента Республики. Ниже приводиться его текст с некоторым сокращением.
Президенту Республики
Казахстан Н.А. Назарбаеву
Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!
«В наших сердцах, как и у многомиллионного народа Казахстана, находит положительный отклик Ваш призыв достойно встретить предстоящее Великое событие — 10-летие независимости и суверенитета Казахстана!
При этом мы высоко ценим Вашу историческую заслугу в том, что Вы как Глава государства внесли величайший вклад не только в приобретении независимости и укреплении суверенитета Казахстана, но и преобразовании Республики по пути демократии и к рыночным отношениям.
В тоже время, как Вы правильно отмечаете в своих книгах, у истоков независимости и суверенитета Казахстана стояли многие наши патриоты. В их числе особо отличается АСАНОВА ЛЯЗЗАТ, которая в дни декабрьских событий 1986 года отдала свою жизнь за светлое будущее своего народа.
Героизм Л.А. АСАНОВОЙ заключается в том, что:
— Ляззат Алтынай-кызы — в числе первых выступила против решения V Пленума ЦК КП Казахстана 1986 года о назначении Г.В. Колбина первым секретарем ЦК КП Казахстана;
— Ляззат Алтынай-кызы — в декабре 1986 года вышла на Площадь Республики с требованиями «Долой, Колбина!», «Казахстану — независимости!»;
— Ляззат Алтынай-кызы — в дни декабрьского восстания 1986 г. призвала казахскую молодежь выступить против антинародной политики КПСС и Советского государства;
— Ляззат Алтынай-кызы — несмотря на свою молодость (всего 16 лет) вышла на Площадь Республики как Национальная Героиня, преданная идеалам народа Казахстана;
— Ляззат Алтынай-кызы — погибла, подняв одним из первых Флаг независимости Казахстана! ...
...Исторический подвиг Ляззат Асановой отражен в 1-ом томе Национальной энциклопедии Казахстана (стр. 473-474), в учебнике «Ана тілі», — Алматы, «Атамұра», 1998г. (стр. 184-185), книгах и справочниках, а также в патриотической песне посвященный ей «Қаһарман қыз — Ляззат кыз» (песня — композитора Ж. Турсунбаева, слова -поэта А.Асылбекова).
В День независимости Республики во многих школах и высших учебных заведениях Казахстана проходят патриотические чтения, посвященные памяти героини «Желтоксана» — Ляззат Асановой.
Наши соотечественники, которые проживают в Турции, Китае, Монголии, Иране, Ираке, Саудовской Аравии, Германии, Франции и США считают, что Ляззат Асанова является подлинной Героиней национально-освободительной борьбы народа Казахстана.
Поэтому мы просим Вас рассмотреть вопрос о присвоении Ляззат Асановой высшей награды Родины — «Халык Қаһарманы».
PS: все соответствующие документы о ней имеются в Отделе награды Аппарата Президента РК.
ЗИМАНОВ С.З. — Академик АН Республики Казахстан, бывший депутат Парламента Республики, Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия, АЛЕКСИИ — Архиепископ Алматинский и Астанайский, Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия, КУЗНЕЦОВ Н.А. - Дважды Герой Социалистического Труда, ТУЛЕГЕНОВА Б. А. — Герой Социалистического Труда, Народная артистка РК и СССР, КАЛМАТАЕВ М. — бывший депутат Парламента Республики, генерал-майор МВД РК, МЫРЗАЛИЕВ К. — Народный писатель Казахстана, бывший депутат Верховного Совета Республики, Сопредседатель Комиссии Верховного Совета Казахской ССР по расследованию Декабрьских событии 1986 г. в Алматы и Казахстане, АЙЖУЛОВ Т. — Генерал КНБ Республики Казахстан, БЕЛЬГЕР Г.К. — Писатель, бывший депутат Парламента РК, Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия, ЖУМА-ХАНУЛЫ М.Ж.— член комиссии Парламента РК по реабилитации репрессированных, бывший консультант Сената».
На это коллективное обращение поступил следующий ответ от Администрации Президента.
473000, город Астана, ул.Бейбітшілік, 11
11 декабря 2000 г. № ¥лым -9804
480013, г.Алматы, пр.Абая, 26 «А»
Казахский Академический университет
Академику С.З.Зиманову
Уважаемый Салык Зиманович!
Обращение граждан Казахстана о представлении Ляззат Алтынайкызы Асановой к присвоению звания «Халык каһарманы», поступившие на имя Главы государства за вх. № 9804 от 03.11.2000г., было изучено в Администрации Президента.
К сожалению, выяснилось, что в данном случае нарушен порядок представления кандидатур к награждению государственными наградами, установленный ст.4 Закона Республики Казахстан «О государственных наградах». Согласно этому порядку представления вносятся Главе государства Парламентом, Правительством Республики Казахстан, центральными и местными исполнительными органами, творческими союзами и другими организациями, но не частными лицами. Видимо необходимо мнение других организаций для бесспорного удовлетворения просьбы.
Сообщаю Вам также, что вопросы государственных наград переведены в компетенцию Организационно-контрольного отдела Администрации Президента.
С уважением,
Заведующий Общественно-политическим
Отделом
Е.Ертысбаев
Это был формальный ответ. При желании руководитель общественно-политического отдела мог дать поручение и истребовать необходимые материалы, которые в большей части находились в архиве самого отдела и Администрации Президента, а также в Акимате Талды-Курганской области.
Мне пришлось проявить частную инициативу и направить своего человека (Мухая Жумаханова) 13.12.2000 г. в Акимат Талды-Курганской области, чтобы получить сведения о наградном деле, заведенном в свое время (1997 году) по поводу награждения Асановой Л.A. с присвоением ей звания «Халык Қаһарманы». При этом выяснилось следующее:
Как сообщила ответственная сотрудница отдела по наградам Акимата Абдишева Гульнар Кенжешкызы (тел. 63-89-94), Акимат Алматинской области, полагаясь на решение Акимата и Маслихата Панфиловского района Асанову Ляззат выдвинул на звание «Халық Қаһарманы» в 1997 году. Все материалы, относящиеся к этому решению находится в архиве областного Акимата. Доступ к ним возможен только по разрешению Нуркадилова
З.К. или руководителя аппарата Мусабаева Мурата Кожаханулы.
На этом всё закончилось. Голоса письма, обращения, данные средств информации не были услышаны, заблокированы бюрократическим аппаратом. Секрет состоит в том, что эти материалы не дошли до Президента. Уже прошло с тех пор — с последнего коллективного обращения более десяти лет. Мы уверены, что наступит время, когда Асанова Ляззат будет увенчана достойной наградой, которую она заслужила жизнью, отданную за свободное развитие своего родного народа.
Последнее, что я смог сделать ради памяти Асановой Л. — это то, что помог ее сестре (имени ее не помню), по просьбе ее матери, переданной мне через Мухая Жумаханова, в 2002 году поступить в Медицинский университет, обратившись лично к Министру образования и науки Республики того времени Беркимбаевой Ш., которая оказала нужную поддержку. Спасибо ей.