Какая независимая судебная власть нужна Казахстану, для ее внутренней безопасности: сильная, силовая или справедливая?
Это не риторический вопрос. Многие сказали бы, что хотим видеть судебную власть в Казахстане и сильной, и силовой, и справедливой в самом хорошем смысле. Было бы так идеально, а идеальное всегда трудноосуществимо. В СССР суд был всесильным, но малоавторитетным, силовым, но карательным. О справедливости мало вспоминали. Суд работал на власть. В нормальном, демократическом государстве суд должен работать на человека — это, пожалуй, главное.
Казахстан — переходное государство. В нем еще живо старое, из тоталитарного режима. Новое входит вместе с «холодной революцией» преобразований и реформ, основанных на отмене старых экономических, социальных и политических структур и на создание на их базе новых — рыночных и демократических. Процесс разрушения старого и создание неизведанного нового в масштабе Республики проходят с трудом, зигзагами и с большими осложнениями. Оно, это новое, еще не устоялось, особенно в мышлении и сознании большинства населения. Это новое приходится создавать и строить на национальных и региональных традициях и менталитете.
В 1991-1993 годах, когда обсуждались в Парламенте (в Верховном Совете) Республики, в его рабочих группах, а затем в Конституционной комиссии по подготовке проекта Конституции Республики Казахстан, различные аспекты функциональной организации власти, превалировали эфорические идеи «о сильной Президентской власти», «о сильном Парламенте» и «о сильной и независимой судебной власти». Эти три доминанта считались составляющими элементами и раскрытием положения Декларации о государственном суверенитете Казахстана от 25 октября 1990 года о ом, что одной из основных целей провозглашения независимости Республики является «Решимость создания гуманного демократического правового государства». Эти идеи и установки в значительной мере нашли отражение в первой Конституции Республики Казахстан, принятой 28 января 1993 года. Все это проходило перед моими глазами. Я был депутатом Парламента тех лет.
С тех пор прошло почти десять лет. Это и немалый срок, если оценить его по насыщенности событиями и крупными изменениями, в то же время это и малый срок, если оценить его в зависимости от отпущенного календарного времени на их реализацию и завершение. Однако, все же же можно сделать некоторые выводы из пройденного. Нам, можно сказать, удалось построить сильную президентскую власть, но не удалось сделать Парламент сильным, а судебную власть — хотя бы желаемой. Судебная власть в Республике сделала шаг вперед, но это лишь один младенческий шаг и не больше. Могут сказать, что и это неплохо. Да, неплохо, но в гаком темпе эволюции и судебная власть, и законодательная власть, на фоне ускоренного движения всего вокруг, обречены на отставание, на замирение с вытекающими отсюда последствиями.
Сегодня выдвигается первостепенная задача, точнее, нужно выдвинуть в качестве важнейшей задачи: использовать в первую очередь Президентскую власть, ставшую авторитетной и сильной, опираясь на нее сделать сильной и судебную власть. Президент Республики Н.А.Назарбаев как носитель президентской власти подписал ряд крупных законодательных актов о суде, о государственной политике в области судебной власти, о финансовых, имущественных и личных гарантиях судей. Его политика способна преобразовать судебную власть в Республике в лучших традициях демократического государства. Для этого нужна целеустремленная активная работа самого корпуса работников судебной власти, в первую очередь, самих судей.
На этом сложном переходном этапе Республики, когда общество, с одной стороны, подвержено всевозможным завихрениям рынка в экономической и политической областях, в которых безопасность и защита человека, его прав и свобод, а также демократические ценности оказались еще далеко не обеспеченными, и с другой стороны, когда декларировано развитие по пути к правовому государству на основные ветви государственной власти возлагаются значительные охранительные и созидательные функции и задачи. Особенно повышается роль судов. Об этом говорят рост в несколько раз обращений граждан к судебным органам, о наделении судов дополнительными функциями, направленными на укрепление законности в обществе, в том числе и в особенности в системе правоохранительных органов на повышение роли судебных решений и на усиление гарантий судей и судебной власти, меры по укреплению их независимости. Такая тенденция зафиксирована в новом конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», принятом 25 декабря 2000 года. Судебному корпусу много дано, многое судьбоносное доверено. Без обеспечения независимости судей судебная власть в Республике останется далекой от желаемого критерия полезной оценки их деятельности. В этой части предстоит большая работа.
Да, нам нужна «сильная» судебная власть в плане защиты интересов граждан Республики, клиентов и государства, в защите завоеванных за годы независимости демократических ценностей. Нам нужна и «силовая» судебная власть, способная обеспечивать исполнение своих решений. Нам нужен справедливый и честный суд с человеческим лицом. Старый постулат о том, что судья должен быть олицетворением искусства добра и справедливости, сегодня актуален для нас как никогда.