Подбор кандидатов в судьи — решающий этап в формировании независимого правосудия
На этапе подбора кандидатов в судьи во многом решаются вопросы, кто займет должность судьи и каким станет правосудие. Надо ясно понять, что именно на этом этапе происходит столкновение корпоративных и амбициозных интересов структур и сил. Каждый из этих субъектов, зная силу влияния и растущую роль судебной власти, стремится иметь на посту судьи своего человека, агента или одноверца по идеологии. Это — настоящая борьба, происходящая часто скрыто, подковерно. Известно, что когда речь идет об интересах, друзей не бывает, а солидарность складывается на базе этих интересов. К тому, если общество в значительной степени имеет переходный характер, криминализировано и коррупционно, то силы, стоящие за ними, обладающие во многих случаях опытом и возможностями манипулирования в расстановке кадров, то подбор в судьи еще больше осложняется. Три фактора противостоят этим силам. Это: гражданская культура общественности, политическая культура властных органов и зрелость демократических традиций; государственные гаранты и эффективность общественного надзора; специальная процедура подбора кандидатов в судьи, направленная на обеспечение его объективности и на максимальное ограничение негативных на него влияний. В реальной жизни каждой конкретной страны эти факторы выступают в различных сочетаниях и соотношениях, которые и создают общий, в то же время реальный фон становления носителя-субъекта судебной власти.
Само по себе занятие должности судьи может осуществляться по конкурсу, путем назначения и организации выборов. Каждое государство в зависимости от конкретных условий, демократической зрелости и роли взаимодействующих внутренних факторов, а также с учетом национального менталитета и традиции санкционирует и законодательно закрепляет приоритет одного из этих способов или их сочетание. Они, однако, дают представление о последних этапах возведения судьи в должности. Гораздо важнее предшествующие к ним этапы: механизм и процедуры подбора и отбора кандидатов в судьи, их подготовка и личностная оценка для занятия этой должности. Рассмотрим, как все это выглядит в некоторых современных государствах с устоявшимися демократическими традициями.
В США много приемов и процедур взято из организации судебной власти в Англии. Предъявляются высокие требования к тем, кто может и хочет занимать судейские должности. Понятие «профессионализм» включает как образованность, так и довольно длительную юридическую практику — опыт работы в основном адвокатом, университетским профессором, консультантом-советником по правовым вопросам. Важнейшим критерием оценки кандидата в судьи принято считать его «безукоризненную репутацию». Претенденты проходят специальную квалификационную комиссию экспертов. Во многих штатах затем кандидат в судьи выдерживается до одного года, потом только реально ставится вопрос о назначении или о допусках к выборам, где они предусмотрены. Процедура смещения судей является еще более сложной. Чуть ли несходно с импичментом Президента.
Во Франции, судя по литературным данным, кандидаты в судьи, прежде чем надеть судейские мантии, проходят в начале конкурсный отбор, прошедшие зачисляются стажерами (аудиторами) и после 30-месячного обучения и стажировки почти во всех иерархиях суда и прокуратуры, и в обязательном порядке в городах Бордо и Париже, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов. В Германии действуют не менее строгие испытательные процедуры отбора и стажировка кандидатов в судьи на всех ступенях судебной инстанции.
В западной правовой мысли активно обсуждаются, а в практику давно внедрены критерии «уместности», психофизиологического «соответствия» претендентов в судьи к требованиям правосудия. Придумана отрасль знания «эргономика» (от греческого «эрго» — работа, «нумус» — норма), согласно которому кандидатура человека с жестким характером обращения с другими, в том числе и с животными, не знающий сострадания при виде трагедии других, не склонный к добрым и справедливым поступкам, как правило, бывает отклонена.
На фоне отработанных процедур подбора судебных кадров в других странах, создающих как бы узкий «коридор», по которому проходят кандидаты в судьи, наши, казахстанские правила выглядят «студенческими», как бы «распахнутым коридором». Так называемый «квалификационный экзамен», основанный на тестировании, проводимый фактически чиновниками из Министерства юстиции составляет главное в наших правилах. Прошедшие такой экзамен, как правило, зачисляются в резерв на занятие судебных должностей. Таких кандидатов в официальном списке набираются до трехсот и более. Отбор из них на открывшиеся вакантные места судьи и последующее их представление и назначение судьями по сути всецело зависит от органов административной юстиции. На первом съезде судей, состоявшемся в конце 1999 года, один из председателей областного суда из северного региона буквально сказал следующее: «В области в 1998 году было 30 вакансий на судей. Вдруг начался массовый приток молодых кадров, сдавших экзамены и назначенных Министерством юстиции. Профессиональная и деловая подготовка многих из них, как показала их последующая работа, была такова, что они как будто приехали пройти учебу «на человеческих судьбах» и, за редким исключением они не служили повышению качества правосудия» (Журн. «Тура би», № 1, 1999 г.).