Финансовые аспекты соглашения
Вопрос об уровне финансовых условий лицензирования и процедура последующих расчетов могут быть весьма сложными, особенно если зарубежный издатель или литературный посредник, у которого хотят приобрести авторские права, не знаком с положением издательского дела в регионе. Следует помнить, что обычным способом расчетов на Западе (для отечественных авторов и для большинства лицензий, предоставляемых издателем в других западных странах) является авансовый платеж, производимый после подписания соглашения, вслед за чем выплачиваются роялти, рассчитываемые либо как определенный процент от полной розничной стоимости книги, либо, возможно, как более высокий процент от суммы, полученной издателем после предоставления скидки распространителям или розничным торговцам. В любом случае роялти рассчитываются исходя из фактического количества экземпляров книги, проданных за определенный период времени, а не исходя из количества отпечатанных экземпляров; итоги продаж обычно подводятся раз или два раза в год. Эта система используется уже в течение многих лет в капиталистических странах и зависит от того, насколько точно издатели способны проследить за фактическим объемом продаж, включая любые меры, предпринимаемые в связи с возвратом непроданных экземпляров книги на склад издателя. Впрочем это вполне возможно, если учесть, что большинство издателей хранят на складах свои собственные книги, имеют доступ к стабильной системе распределения и ведут строгий компьютеризованный учет имеющегося у них запаса книг.
Безусловно, вся система хранения на складах и распространения книг резко изменилась в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза за последние годы. Ушло в прошлое то время, когда издатели печатали определенные тиражи книг на заказ и отправляли их тут же в контролируемую государством систему распределения без самостоятельного складирования этих изданий. Незначительное количество издателей в некоторых странах сейчас может вести у себя компьютеризованную систему контроля хранящихся тиражей; в этом случае они могут применить у себя западную систему авансовых платежей с последующими выплатами периодических роялти, основанных на фактически проданном количестве экземпляров издания. Впрочем к моменту написания данной книги таких издателей можно буквально пересчитать по пальцам. Можно понять и то, что некоторые западные издатели и литературные посредники (в частности те из них, которые испытали на себе проблемы с неплатежеспособностью некоторых издателей этого региона или познакомились с ситуацией, когда эти издатели печатали большее количество экземпляров, чем указано в контракте, а потом не могли отчитаться за такой перебор тиража) без особого энтузиазма относятся к системе отсроченных платежей, предпочитая вместо этого договариваться о единовременно выплачиваемой сумме за совершенно конкретный объем тиража. Западный издатель может предпочесть и такой вариант, когда сумма выплачивается полностью после подписания соглашения на лицензию или выплачивается двумя частями. Наиболее распространенный вариант, когда половина единовременно выплачиваемой суммы выплачивается после подписания соглашения, а остальная сумма — после опубликования произведения или не позднее оговоренного ранее крайнего срока. Возможен и еще вариант: 25% выплачивается после подписания соглашения, 25% — сразу после опубликования произведения, 25% — через шесть месяцев после опубликования и остаток — через 12 месяцев после публикации работы. Более придирчивые издатели и агенты обусловливают каждый платеж определенной календарной датой. Единовременно выплачиваемая сумма обычно рассчитывается на основе определенного процента роялти, которые, в свою очередь, рассчитываются Исходя из сметной оптовой цены, представляемой потенциальным лицензиатом.
Многие лицензии на перевод, приобретаемые у западных издателей, основаны на роялти, которые рассчитываются на основе полной розничной цены, которую оплачивает конечный пользователь (минус соответствующие налоги), причем первоначальный уровень роялти здесь может колебаться от 5% (за некоторые детские книги) до 7,5% (за роман или академическое издание). Если эти расчеты должны строиться на оптовой, а не на розничной цене, то процент роялти будет, как правило, выше для того, чтобы создать разницу примерно в 25— 30% между ценой, получаемой издателем, и ценой, по которой эта книга будет продаваться в магазине конечному покупателю. Поэтому единовременно выплачиваемая сумма может рассчитываться на основе роялти, составляющих 9—10% от оптовой цены. Некоторые издатели включают в свои контракты поправку на инфляцию, чтобы обеспечить пропорциональное дополнительное вознаграждение, выплачиваемое после публикации произведения, если окончательная оптовая цена выше цены, определявшейся в процессе оговаривания условий соглашения. Это вполне понятно, если учесть, что речь идет о странах с постоянно растущей инфляцией (см. образец соглашения на перевод в главе 5).
Финансовые аспекты лицензии открыты для совместного урегулирования между сторонами; может оказаться так, что первоначальные сделки с каким-либо новым лицензиатом диктуют крайне жесткие требования, но можно надеяться, что впоследствии, при заключении последующих договоров, будут достигнуты более выгодные условия, как только лицензиат покажет себя в качестве надежного партнера. Некоторые западные издатели и литературные посредники очень многого ожидают от этого рынка и могут отказаться от заключения сделки, если они посчитают суммы гонораров слишком незначительными; однако тем, кто не знаком с этим рынком, возможно, придется признать, что местные издатели часто работают в трудных условиях и что стоимость лицензии, которая может показаться слишком низкой по западным стандартам, представляет собой весьма ощутимую сумму для лицензиата. Некоторые казахстанские издатели, возможно, будут в затруднении, чтобы оплатить авансовую сумму из-за проблем с оборотными средствами; возможно, они будут стремиться предложить более высокую ставку роялти с тем, чтобы как-то компенсировать этот пробел. Однако с точки зрения западного издателя авансовый платеж (пусть даже довольно скромный) является признаком добросовестности, залогом того, что сделка действительно состоится; в большинстве лицензионных контрактов указывается, что сумма авансового платежа не подлежит возврату, если лицензиат не выполнит условий соглашения, в таких случаях эта сумма служит компенсацией автору и западному издателю. Может быть, более высокие ставки роялти звучат привлекательно, но это теряет всякий смысл, если книга не выйдет из печати. Многие западные издатели откажут в предоставлении лицензий, если нет хотя бы намека на авансовый платеж, чтобы закрепить сделку.