Из досье

Асанали Ашимов родился 8 мая 1937 года в селе Жаилма Сарысуского района Джамбулской области. В 1961 году окончил Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы (актерский факультет). Звания: заслуженный артист Казахской ССР (1970), народный артист Казахской ССР (1976), народный артист СССР (1980). Награды: лауреат Государственной премии Казахской ССР (1972), лауреат Государственной премии СССР (1974).
 
Фильмография: «Ботагоз» (1957); «На диком бреге Иртыша» (1958); «В одном районе» (1960); «Песня зовет» (1961); «Морская быль» (1962)»; «Перекресток» (1963); «Следы уходят за горизонт» (1963); «Крылья песни» (1966); «Тревожное утро» (1967); «Конец атамана» (1970); «Кыз Жибек» (1970); «Транссибирский экспресс» (1976); «Выбор» (1976); «Гонцы спешат» (1978); «Вкус хлеба» (1979); «Серебряный рог Алатау» (1980); «Провинциальный роман» (1981); «Чокан Валиханов» (1985); «Турксиб» (1986); «Маньчжурский вариант (1988); «Абулхаир-хан» (1993); «Ермак» (1996); «Сага о древних булгарах» (1999); «Дядя, я тебя убью!» (1999); «Дом у соленого озера» (2005).
 
Режиссер кино: «Год дракона» (1980); «Чокан Валиханов» (1985); «Полынь» (1986); «Козы Корпеш - Баян-сулу» (1993), совместно с И. Вовнянко «Дом у соленого озера» (2005).
 
Артист театра: «Абай» (1964); «Легенда о моем народе» (1964); «Енлик-Кебек» (1965); «Буран» (1965); «Всеми забытый» (1962); «На чужбине» (1967); «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1969); «Кровь и пот» (1970); «Кобланды» (1970); «Восхождение на Фудзияму» (1974); «Козы Корпеш - Баян-сулу» (1975); «Утреннее эхо» (1976): «Завещание потомкам» (1978); «Ревизор» (1978); «Юлий Цезарь» (1988); «Перед заходом солнца» (2002).
 
Режиссер театра: «Ревизор» (1978);
 
«Амангельды» (1980); «Есть ли яд, мною не испитый?» (1987); «Акблек» (1993); «Если бы я был султаном» (1993); «И султаны тоже смертны» (1996); «Волчонок под шапкой» (1999).
 
Написал сценарий к фильмам «Козы Корпеш и Баян-сулу» (1992); «Маньчжурский вариант» (1989).
 
Абдижамил Нурпеисов, писатель: «Помню, как что ли в 1970 году в свет вышла знаменитая экранизация «Кыз Жибек» режиссера Султана Ходжикова. И там буквально яркой звездой, затмевая юных неопытных исполнителей главных ролей, блеснул великолепный талант истинного казахского батыра, сыгранного Асанали Ашимовым. Он откровенно излучал, как нынче говорят, глубоко отрицательное обаяние, но мощный темперамент, темное роковое чувство хлынули на наши экраны с такой покоряющей неудержимой силой, напором, что фактически его злодей, Бекежан, стал бесспорным кумиром восхищенных зрителей.
 
Думается, как раз в таких далеко непростых, неоднозначных, трагических даже ролях по-настоящему полновесно раскрывался недюжинный масштаб его актерского дарования.
 
И таких ролей у него немало. Я думаю, такая творческая биография сама по себе является высшей профессиональной наградой».
 
Рубен Андриасян, народный артист РК: «Это актер-глыба, который каждую минуту своего существования на сцене заполняеттакой глубиной мысли и чувств, что завораживает зал даже тогда, когда ничего не говорит. Именно так было в спектакле «Перед заходом солнца», где главную роль исполнял Асанали... Более красивого подарка от актера я не получал никогда».
 
Герольд Бельгер, писатель и переводчик: «Давно знаю славного азамата Асанали. Для меня он не только Актер, Кинодеятель, Автор мемуаров и дневников. Аеще супермен. Воплощение казаха. Яркий представитель нации. Гордый сын земли казахской. Такой личностью стоит гордиться».
 
Оралхан Бокеев, писатель и драматург: «Настоящее признание Ашимову принесли фильмы «Кыз Жибек» и «Конец атамана». Его Бекежан и Чадьяров - вершина не только его личного актерского мастерства, но и всего казахского киноискусства. Наиотрицательнейшую роль - Бекежана - он сыграл так, что положительный герой был убит не только физически, он просто померк в глазах зрителя: после выхода на экраны фильма «Кыз Жибек» симпатии людей оказались на стороне эмоционального, обнаженного в своих чувствах, а потому искреннего Бекежена. А если говорить о «Конце атамана», то этот фильм и не состоялся бы вовсе, не будь там Чадьярова в блестящем исполнении Ашимова».