Кто сказал, что, у казахов нет, хорошей драматургии?
Обычно в литературе и искусстве все идет от простого к сложному, от примитивного к великому. У нас же, как мне кажется (дай бог, чтобы это оказалось не более, чем брюзжанием старого актера), все идет к нулю. Могу поспорить с кем угодно, но я убежден, что хорошие режиссеры в Казахстане перевелись как биологический вид. Если они есть, то почему пьесы и повести Мухтара Ауэзова или Габита Мусрепова, готовые, по сути, сценарные произведения, остаются без внимания? Тем более что в нашем театре с успехом прошли не готовые к постановке пьесы, а инсценировки. Например, «Кровь и пот» по трилогии Абдижамила Нурпеисова, «Материнское поле» Чингиза Айтматова и «Путь Абая» Мухтара Ауэзова.
А устное народное творчество казахов -вообще источник восторга заезжих режиссеров! Американцы, которые работали над фильмом «Кочевник», знакомясь с нашей историей, с завистью говорили, что у нас материалов - непочатый край! И в первую очередь имели в виду наши эпосы «Алпамыс», «Ер-Тостик», «Кобланды»... Но наши режиссеры объявляют их немодными, ныне к той же категории они отнесли и Чингиза Айтматова, который стал иконой XX века не только для Центральной Азии, но и Европы.
Не спорю, современная драматургия нужна. Но сколько бы конкурсов ни объявляли на лучшее драматическое произведение, такого, чтобы можно было ахнуть, нет. Призовое место еще ни о чем не говорит. Если один из ишаков придет на скачках первым, он ведь скакуном не станет. На сцене такие спектакли держатся от силы два-три года, а потом о них благополучно забывает даже сам автор. Талантливое произведение неизбежно произвело бы в обществе бум, и слух о нем разошелся бы мгновенно. И тот, кто спал, проснулся бы, чтобы натянуть башмаки и пойти в театр. Так было в середине 80-х с айтматовским «И дольше века длится день». Все театры Союза ставили по этому роману инсценировки.
Пусть недруги обвинят меня в чем угодно, но я с ностальгией вспоминаю сегодня так называемый тоталитарный советский режим. Лучшее кино и лучшие спектакли создавались именно в те времена, когда был мощный идеологический прессинг и свирепствовала цензура. Ответственность у всех - и у режиссера, и у актеров - была громадная, потому что готовый спектакль или фильм нужно было сдавать ЦК, Министерству культуры и худсовету А сейчас никто ни перед кем не отвечает. Сегодняшнюю ситуацию в искусстве я бы сравнил с тем, как вдруг не стало бы волков и овцы вольготно разбрелись по лугам. Но чабаны давно заметили, что баранина бывает вкуснее и ароматнее, если отару держат в напряжении бродящие где-то рядом хищники.
Театр имени Ауэзова в 90-х годах, во времена долгожданной свободы и независимости, оказался отброшен на много лет назад. За последнее десятилетие не создано ни одного яркого образа. Претендующие на это актеры есть - тот же Бахтияр Кожа, Ерлан Блял, Азамат Суралбаев, Назгуль Карабалина и другие, но нет режиссеров, взять на себя риск создания большого полотна на сцене.
Сегодня настало время режиссеров, стремящихся любыми способами шокировать публику, чтобы она с отвращением слушала, как некто, сидящий на унитазе, издает характерные звуки.
Да, конечно, все жанры хороши, но когда искусство целит ниже пояса, это духовная катастофа. А зритель зомбируется пустотой. Почему мне претит крикливое «новаторство», модные выверты? Все это фокусы - поразить, ошеломить любой ценой, и они заменяют суть. Зачем, пыхтя, препарировать классику? Чтобы сказать, что мы, мол, ничего не знали и не понимали в том времени? Ерунда! Человек не меняется, он во все времена такой же, и проблемы и ценности в обществе те же.
Все просто: или ты умеешь сказать, что тебя больше всего волнует, или «интересничаешь», привлекая внимание фокусами А главное в искусстве - глубина мысли, естественность и правда, и ничего лишнего.
Кто-то из театральных людей придумал красивый термин «мухоморная культура» -сравнил сегодняшнее «новаторство» с грибами, которые сверкают ядовитой красотой за сто метров. Так вот, мухоморы сегодня в цене. А современным людям некогда думать, некогда смотреть глубокий спектакль, читать серьезную книгу - в общем, искать хорошие грибы. И если раньше, повторюсь, развитие шло от простого к сложному, то сейчас - наоборот.
Как уберечься от этого? Себя могу уберечь, а вот других - не знаю. Не натягивать же колючую проволоку и ставить указатели - туда можно, сюда нельзя. Это тоже глупость. Поэтому все остается, как есть...