Торговать лицом не умею
Мне часто предлагают сниматься в разных проектах только из-за того, чтобы появилось мое лицо. На такого рода предложения я обычно отвечаю: на кой черт мне такие деньги, которые уносят авторитет? После «Кыз Жибек», «Конца атамана» и «Транссибирского экспресса» я стал очень разборчив в выборе новой работы. Согласие даю, только когда сценарий греет меня и я чувствую, что будет успех. А молодым актерам советую: у вас не тысяча лиц, чтобы разбрасываться ими. Берегите лицо для сцены.
Сейчас вот появилась такая профессия -тамада. В молодые годы и я тамадил, правда, на общественных началах. А сейчас мне совершенно непонятно: как же так, сегодня ты торгуешь своим лицом на свадьбах, а завтра играешь Отелло? Это непрофессионально.
Многие, я уверен, знакомы с творчеством Болата Абдильманова. Очень талантливый актер, он успел создать на сцене запоминающиеся образы, его игра не оставляла зрителей равнодушными. Но в один прекрасный день Болат разругался с руководством и ушел из театра. Очень пластичный, вдумчивый артист, он где-то пытается сниматься, но большей частью зарабатывает на жизнь тем, что тамадит. Там наверняка платят гораздо больше, чем в театре, но ведь актерское лицо и авторитет не купишь ни за какие деньги. Мне очень обидно за Болата. Он да и все другие, кто думал, что на время расстается с театром, забывают судьбу, постигшую замечательного мастера Нурмухана Жантурина. Как он фактурно и мощно играл на сцене Ауэзовского театра Чокана Валиханова, а сколько было экспрессии в его Яго! Это было нечто невероятное, непостижимое. Видя Жантурина в этих ролях, я мечтал, что тоже когда-нибудь смогу играть так, как он. Но этот актер-личность не сошелся в каких-то вопросах с Мамбетовым, главным режиссером Театра имение Ауэзова, и ушел в кинематограф. Сыграл десятки-ролей в кино, но ни одна, как мне кажется, не стала этапной. Получилось как в той пословице: обидевшись на вошь, сжег свой тулуп. А ведь Нурмухан Жантурин имел все основания стать актером шекспировского масштаба.
По мне, так уж лучше как-то договориться, найти компромисс, чем рисковать делом, которому ты посвятил жизнь. У меня самого таких моментов, когда можно было обидеться, встать в позу и бросить театр, было немерено, но держался до последнего.