ИСЛАМ И СРЕДНИЕ ВЕКА

История Аравийского полуострова неразрывно связана с возниквением и распространением Ислама. Обращение всей Аравии в Ислам, возникший в Мекке в начале VII века (около 610 г.), завершилось в середине VII века при первых двух халифах, преемниках Пророка Мухаммада — Абу Бакре и Омаре.
 
Основатель Ислама Пророк Мухаммад родился в 570 г. в племени курейш в 610 г. он впервые выступил с проповедью единобожия, причем единым богом признавался Аллах. Ислам вначале не нашел понимания среди соплеменников Пророка. В 622 г. Пророк Мухаммад с группой своих ближайших сторонников переселяется в Медину, где создается первая мусульманская община и строится первая мечеть Ислама.
 
Год переселения Мухаммада в Медину с тех пор считается началом новой мусульманской эпохи, летоисчисления по Хиджре (переселение). Мусульманский лунный год короче, чем христианский год, поэтому календари этих религий не совпадают и перевод из одного летосчисления в другое осуществляется по специальным таблицам.
 
При жизни Мухаммада под влиянием новой религии — Ислама, происходит быстрый процесс религиозной и политической централизаций Аравийского полуострова. Мухаммад умер в 632 г… его ближайший сподвижник Абу Бакр был избран «халифом-наместником Пророка». В 634 г. халифом становится Омар, в 644 г. — Осман, в 654 г. — Али, двоюродной брат и зять Пророка. За период правления “четырех праведных халифов” Арабский халифат покорил огромную территорию от Пиренейских гор на западе до границ Китая на востоке. Вся территория Византии, Ирана, Индии, Средней Азии, Кавказа, Северной Африки и части Европы оказалась под властью арабов, которые впоследствии расселялись на этом пространстве и утвердили свой язык и культуру.
 

 

Население покоренных стран принимало Ислам и становились равноправными гражданами обширного мусульманского государства, где языком межнационального общения стал арабский язык и основой законов — шариат. При этом необходимо отметить, что одновременнопроисходило и взаимное обогащение культур, некоторые покоренные народы и государства по уровню науки и образования в то время находились на более высокой ступени развития, чем завоеватели. Это стало залогом последующего небывалого развития науки и культуры в арабском халифате, известное как эпоха «мусульманского ренессанса». Всемирно известные культурные памятники этого периода дошли и до наших дней, они расположены в современной Индии, Испании, Кавказе, Средней Азии, на пространстве Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки.
 
С VII по XIV вв. территория нынешней Саудовской Аравии номинально входила в состав Омейядского и Аббасидского халифата центрами в Дамаске и Багдаде, потом с XIV века до окончания Пой мировой войны в состав Османской империи. Фактически центральные районы Аравийского полуострова, исключая прибрежные территории, всегда оставались независимыми и не входили в состав вышеуказанных государств.
 
В XVI веке Аравийский полуостров номинально попал под власть Османской империи. Хотя в Хиджазе и Басре находились намести турецких султанов, реальная власть на полуострове продолжала оставаться за шерифом Мекки и эмирами племен. Большая часть территории и населения сохранили независимость, так как турецкие воины не могли проникнуть из-за суровых природных условий и сопротивления населения вглубь Аравии.
 
Основателем первого централизованного государства на территории Аравийского полуострова и первым Королем Королевства Саудовская Аравия был Абдель Азиз бен Абдурахман Аль Сауд (период правления 1902-1953 гг.), сыновья которого продолжают управлять страной и поныне. 1999 год был отмечен широким призванием столетней годовщины образования Королевства Саудовской Аравии. Юбилейные мероприятия, имевшие широкий резонанс стране и за рубежом, способствовали укреплению авторитета правящей семьи.
 
Название правящей семьи Королевства Саудовская Аравия исторически исходит от имени основателя династии и правителя небольшого эмирата Дерийя в Центральной Аравии — Сауда бен Мухаммад, который правил в период 1720—1725 гг.
 
Род Аль Саудов является ветвью племенного объединения Анайза, представители которого считаются коренным населением северной и центральной частей Аравийского полуострова. В дальнейшем власть наследовалась только по линии этой семьи, причем изначально в руках правителя была сосредоточена вся полнота светской и религиозной власти, эта традиция сохраняется и в настоящее время.
 
Во время первой мировой войны на Аравийском полуострове арабских странах, в целом, усилилась борьба за национальное освождение против турок. Англичане поддерживали эту борьбу, преследуя свои цели, особенно их интересовал контроль над транзитнымы путями из Европы в азиатские страны — колонии Англии, нефть еще не была обнаружена и пока не представляла особого значения из-за слабого развития энергетики и транспорта.
<< К содержанию

Следующая страница >>