ИСТОРИЯ САУДОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
ДРЕВНИЙ ПЕРИОД
Саудовская Аравия — это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный на стыке трех континентов и имеющий с трех сторон выход к морю Аравийский полуостров с древнейших времен являлся важным транзитным пунктом мировой торговли. Аравия является, согласно последним археологическим исследованиям, одним из центров зарождения человеческой цивилизации на планете. Следы первобытного человека на территории современной Саудовской Аравии восходят к глубокой древности. Археологические материалы указывают, что человеческая деятельность в Аравии началась еще в 9-10 тысячелетии до нашей эры. В то время климат страны был влажным, территорию покрывали леса и водились в изобилии дикие животные.
В 6 тысячелетии до н. э. климат стал меняться, соответственно исчезли многие виды флоры и фауны. К концу 3-го тысячелетия из-за климатических изменений население переходит постепенно к кочевому образу жизни, передвигаясь по пустыне в поисках воды и пастбищ для домашнего скота. Население разводило верблюдов и мелкий рогатый скот, причем верблюд играл очень важную роль в хозяйственной деятельности и жизни кочевников.
В течение веков кочевники-бедуины создали богатое устное народное творчество, состоящее из древних сказаний, легенд, образцов поэзии различных жанров. Эти традиции продолжаются в Королевстве и в настоящее время, ежегодно проводятся поэтические конкурсы и состязания в государственном масштабе, на которых принимают участие и представители других арабских стран и фольклорные коллективы со всего мира.
Художественное творчество развивалось в дизайне жилищ, одежды и предметов быта, изображение живых существ воспрещается исламскими канонами. Древние и средневековые образцы декоративного искусства, воплощенные в украшениях общественных зданий, оружия и материальной культуры, отличаются высоким совершенством.
Хотя на территории Аравии нет таких памятников древней цивилизации, как в Египте или Месопотамии, тем не менее, существует научная гипотеза, что часть населения Аравии мигрировала в указанные соседние регионы до зарождения там высокой цивилизации из опустынивания территории.
Первая волна аравийских переселенцев появилась в Египте и Месопотамии в 3500 г. до н. э. Древние аккадцы, арабы, евреи, халдеи совершали набеги на жителей Двуречья и Египта и затем селились в этих районах. Уклад жизни аравийских кочевников в течение последнего тысячелетия практически не менялся до середины XX века.
Аравийский полуостров занимал важное положение в торговле древнего мира. Главный торговый путь Аравии проходил на западе, и Йемена через Мекку и Средиземному морю и Нилу, получивший название “дороги благовоний”. По этому пути везли ладан и мирру, также серебро и золото, добываемые в древних копях Аравии. Второй путь начинался в Мекке и выходил к древнему городу Герра на побережье Персидского залива, который осуществлял торговлю с Месопотамией, Ираном и Индией.
В доисламский период Аравия пережила завоевательные походы древних греков, римлян, византийцев, эфиопов и персов, которые интересовали в основном прибрежные богатые районы. Внутренняя территория Аравийского полуострова была из-за суровых климатических условий недоступна для завоевателей и непривлекательна для них из-за отсутствия городов.
Население Аравийского полуострова делилось на племена, которые до XX века не были объединены в одно централизованное государство, часто враждовали между собой из-за водных источников пастбищ. Во главе племени стоял шейх — старейшина, который осуществлял всю полноту власти на своей территории. Жизнь кочевых племен во многом находилась в зависимости от погодных условий, засушливые годы население подвергалось голоду и эпидемиям, вынуждено было откочевывать далеко на север.
Основные города находились в Хиджазе, в которых селились ремесленники и торговцы, обеспечивающие кочевников оружием, одеждой и другими товарами. В то время торговыми экономическим центром Аравии была Мекка, где мирно сосуществовали христиане, иудеи и идолопоклонники-язычники. В центре Мекки находились храм Кааба и источник Замзам, которые после возникновения Ислама стали колыбелью новой религии.
<< К содержанию |