Главная   »   Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Т. Р. Рыскулов   »   БЫТ И ФИЗИЧЕСКО-ДУХОВНЫЙ ОБЛИК КАЗАХОВ
 
 



 БЫТ И ФИЗИЧЕСКО-ДУХОВНЫЙ ОБЛИК КАЗАХОВ

Историческое прошлое, характер хозяйственного уклада (скотоводческо-земледельческий), условия горно-степного пространства, климата и т. д. наложили свой определенный отпечаток на физический облик и характер казахов. Прежде всего, казахский народ подвергся большому смешению с другими народами, и поэтому среди него можно встретить самые разнообразные типы (от чисто монгольского до арийского). Но, несмотря на эти обстоятельства, на протяжении всего пространства края казахи, без различия племен, имеют определенно выраженную национальн о-б ы т о в у ю общность языка, уровня культуры, бытового уклада, характера, формы жилищ и одеяния, пищи и т. д.
 
Это объясняется однообразностью п р и р о д н о-г е о г-рафических условий Казахстана и почти одинаковостью экономических форм уклада и развития, положивших соответствующий единообразный оттенок и на общественный строй казахского народа.
 
Но одновременно с этим сравнивать бытовой уклад казахов довоенного времени1* с теперешним совершенно не приходится. За это время произошли огромные изменения в общественном и социальн о-э к о-номическом строе казахов. Это видно хотя бы из процентных соотношений земледельческих и скотоводческих хозяйств, когда в общем сельском хозяйстве уже 3/4 населения ведет земледельческий и по-луземледельческий образ жизни, что должно было внести коренное изменение в бытовой и общественный строй прежде чисто кочевого казахского народа.
 

 

В физическом отношении казахи являются довольно крепким и здоровым народом. Казахи — среднего роста, цвет кожи желтобледный, телосло-

1*До первой мировой войны.
 
жение стройное, плечи и грудь развиты, ноги у степных казахов в большинстве немного кривы (от верховой езды), волосы черные, прямые и густые, скулы слегка выдаются. Общая выносливость и нетребовательность составляют основную черту казахов.
 
Женщины по общему типу похожи на мужчин, но с гораздо более мелкими и выразительными чертами лица, чем у мужчин. Среди степных казахских женщин нередкость встретить красавиц. Казахи — живой, практический народ. Религиозный фанатизм у казахов отсутствует, хотя среди невежественных слоев народа немало осталось еще разных суеверий. Казахи обладают развитой памятью, восприимчивостью и общительностью. К положительным чертам относятся также гостеприимство (остаток родового быта), сострадательность, честность и добродушие. К недостаткам казахов относятся некоторая ленность и беспечность, вытекающие из условий кочевнического быта, и ряд других недостатков, привившихся в результате царского гнета (раболепство перед начальством, некоторая забитость, иногда лживость и т. д.).
 
В религиозном отношении казахи, хотя и относятся к магометанам, но совершенно слабо исполняют правила шариата (религиозных законов) и в общем, как сказано выше, нефанатичны. Ислам, распространившийся больше в феодальной восточной среде, не мог внедриться так глубоко как раз в среду кочевых народов. Поэтому у казахов наряду с исполнением — и то неаккуратно — обрядов шариата существовала и существует масса остатков первоначального шаманства (баксы) и всяких суеверий. Этим объясняется незначительность количества духовенства среди казахов и мечетей (церквей) в казахской степи и даже отрицательно-враждебное отношение общей массы казахов к разным ишанам и хаджам, прибывающим из оседлых (узбекских или татарских районов), которые в степи связывались всегда с имущими элементами и использовали религию как орудие эксплуатации простых казахов (а при покорении казахов русскими, татарские муллы в степи, в большинстве, явились первыми агентами русской администрации, передававшими сведения о настроении степи русским властям).
 
Казахские женщины играют большую роль в хозяйстве казахов, неся всю внутреннюю домашнюю работу и помогая мужу в уходе за скотом и в полеводстве. Казахские женщины не закрывают лица, как женщины у остальных мусульманских народов, и во взаимоотношениях полов у казахов существует большая свобода. Правда, в хозяйстве казаха женщина оценивается как рабочая сила, держится в подчинении; также еще над женщиной тяготеет обычай “купли и продажи” (калым) и отражается экономическое засилие кулаческого элемента (баев) и ряд др[угих] бытовых ненормальностей, но, тем не менее, казахские женщины могут легче достичь освобождения от условий неравенства, ввиду упрощенности основных причин этого неравенства. Брачное отношение казахов носит еще экзогамические начала (т. е. в силе еще обычай воспрещения взятия невесты из одного кровного рода).
 
В семье казаха еще сохранились остатки п а-триархального быта: подчинение старшему и т. д., но все эти пережитки подвергаются теперь коренной перемене. Одежда казаха довольно однообразна. Нижняя состоит из нижнего белья, костюма (бешмет-сым), верхняя — из халата (шапан), подпоясываемого кушаком “бель-бау” (куском материи) или кожаным поясом (ксе). Из мануфактуры в употреблении больше ситец, тик, бязь и другие, а также некоторое распространение имеет и свое кустарное производство (тканье из верблюжьей шерсти “чикпен”, кожаные изделия и др.). На ноги одеваются кожаные сапоги или легкая обувь в галошах (кебс-масы). На голове казахи носят тюбетейку (такия) и шапку (борк), или шапку с наушниками (тумак). Зимой казахи одевают сверху меховую дубленую шубу (тон) из овчины и других видов мехов или просто ватные халаты.
 
Костюм казахских женщин во многом отличается от мужского. Женщины носят платье, сделанное в талию, верхний халат (бешмет), длинный, на голове носят: девушки — меховые шапки, а замужние женщины — одевают “киймешек” (белый капюшон), разукрашиваемый каемкой по обе стороны, облегающие лицо, а сверху [он] наматывается в виде чалмы “кундук” из кисеи и других материй. Обувь на ногах очень похожа на мужскую.
 
Среди же городского населения, интеллигенции и учащейся молодежи начинает распространяться полутатарское и европейское одеяние.
 
Живут казахи в главной массе еще в юртах (жилище конусообразной формы, состоящее из деревянного решетчатого остова и покрытое войлоком), которые можно разбирать и переносить с места на место. Юрта — типичная форма жилья у кочевника. В последнее время, особенно у сибирских казахов и в оседлых поселениях казахов, начинают распространяться и постоянные постройки, в большинстве русского типа. Среди кочевой части населения юрта — незаменимый вид жилья. Отопляют юрту внутри или кизяком (тезек) или дровами. В середине юрты чаще ставится передвижной очаг, а пища варится в котлах.
 
Домашняя утварь у казахов в общем несложная. Больше в употреблении встречается деревянная посуда, как легкая для переноса и дешевая. Пищей служат у казахов большей частью скотоводческие продукты, но уже в районах земледельческо-скотоводческих начинают больше употребляться и продукты сельского хозяйства (земледелия). Из скотоводческих продуктов чаще всего употребляются: мясо, молоко, сыр, кумыс и др., а из сельскохозяйственных продуктов: просо, хлеб и др. Очень распространено употребление чая (в большинстве некирпичного). К напиткам алкогольным относятся: “буза” (приготовляемая из проса или риса), имеющая одновременно и питательное значение, и обыкновенные спиртные напитки, больше встречающиеся в прилегающих к городам или поселениям районах.
 
К видам развлечения относятся: разные “байге” (скачки), “той” (по случаю свадеб и юбилеев), “ас” (поминки), козлодрание (кок-бар-тарту) и др., а в области музыки: народные мотивы, воспеваемые степными импровизаторами “ахынами” (народными певцами), игра на “домбре” и “кобуз” (казахская балалайка и скрипка). В области поэзии развита лирика (воспевание любви, чувственных переживаний, воспевание окружающей природы и др.) и эпос (описание подвигов былых богатырей и др.).
 
Из бытовых явлений, представляющих остатки родового строя, являются, кроме сохранившейся еще “умычки” невесты (до окончания уплаты калыма или без уплаты его), “барымта” (угон скота, мера восстановления права путем насильственным на основе признака кровной мести), существует также, правда реже наблюдающаяся, уплата “куна” (выкупа за убитого или за нанесение телесного ущерба) и целый ряд других обычаев. Все это, в связи с изменением хозяйственного уклада казахов в дореволюционное время, в особенности в связи с изменением в общественной жизни казахов после революции, переживает период разложения и изживания. Советская власть Казахстана принимает меры и способы изжития этих остатков патриархально-родового быта путем издания декретов об отмене калыма, барымты и т[ак] д[алее] и внедрения новой советской общественности1* среди широких масс казахского народа.
 
Революция, начало развития нового быта и новое соотношение сил в общественной жизни Казахстана, когда власть находится в руках трудовых масс, говорят за то, что казахский народ вступил теперь в новую полосу своего развития, и что это развитие в предстоящем пойдет еще более усиленным темпом.
 
Что же касается русской части населения, особенно крестьянства, то общественно-хозяйственный быт его почти ничем не отличается от устройства жизни крестьянства Центральной России. Каракалпаки очень похожи по образу жизни и быта на казахов, а дунгане, таранчинцы, узбеки и другие ведут оседлый образ жизни.