скому уезду (20 чел.) и меньшая в Казалинском (1,0 чел.). По грамотности: в северных губерниях Казахстана приходится на грамотных 14,3% всего населения, в том числе грамотность среди коренных казахов колеблется от 5% до 1,7% (в Уральской области), а в туркестанской части — 8,1% и в Кара-Калпакской области — 2,1% (Алма-Атинский — 12,7%, Чимбайский — 1%)1*.
Казахи являются, таким образом, основным населением КССР. Казахов до сего времени принято было называть неправильно “киргизами”, тогда как сами казахи с самого начала своей истории звали себя всегда своим собственным именем, т. е. “казах”, называя, наоборот, “киргизами” теперешний киргизский (кара-киргизский) народ, населяющий главным образом горные районы бывших Сыр-Дарь-инской, Джетысуйской и Ферганской областей, выделившихся теперь в отдельную автономную республику того же названия.
По мнению некоторых исследователей-европейцев, впервые соприкоснувшиеся с киргизами народы (скорее русские) дали такое же название и казахам, не делая между ними отличия. Слово “казах” очень старинного, еще не выясненного происхождения.
Казахи делятся на три орды: Старшую (Улы-Жуз), Среднюю (Урта-Жуз) и Младшую (Кичи-Жуз). К Старшей орде относятся роды: Уйсын (дулат, абдан2*, суан, сары-уйсын), сюда причисляются также: чапрашты , ошакты, сергалы, джалаир, канглы (сюда входят и чаншклы2*); к Средней орде относятся роды: Кипчак, Найман, Аргын, Конрад2*, Керей и Уак; к Младшей орде относятся: Алчын, Бай-улы, Алим-улы, Джеты-ру (т. е. семиродцы).
Роды Старшей орды расположены главным образом в губерниях туркестанской части Казахстана на пространстве между Караталом и Сыр-Дарьей и Чирчиком. Средняя орда — в Семипалатинской, Акмолинской и Актюбинской губерниях и частью в Джетысуйской и Сыр-Дарьинской губерниях, Младшая орда — в Уральской и частью в Тур-гайской, Сыр-Дарьинской и Оренбургской губерниях.
Несмотря на огромные изменения, происшедшие в социально-экономическом строе казахского народа до и по-
1*Так в тексте.
2*В современной транскрипции: Албан, Шапрашты, Шанышкылы, Конурат.
сле революции, все же эти родовые деления пока существуют и имеют отражение в общественной жизни казахов. Все выше перечисленные главные роды делятся на целый ряд более мелких многочисленных подродов и ветвей (от нескольких цельных родовых волостей эти роды и подроды в свою очередь разбиваются на колена и несколько десятков семейств, юрт или тутынов и на отдельные семьи).