Главная   »   Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Т. Р. Рыскулов   »   ПОРЯДКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЦАРИЗМЕ
 
 



 ПОРЯДКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ЦАРИЗМЕ

В 1822 г. в действие вступает “Устав о сибирских киргизах”, составленный гр. Сперанским60. Согласно указанному уставу, наиболее мелким административным делением считается аул в числе 50—70 кибиток, 10—12 таких аулов составляют волость, а 15—20 таких волостей — округ. В каждом из аулов избирается аульный старшина на 3 года аульным сходом и утверждается областным начальником, а во главе волости назначается султан, и всем округом управляет специальный “окружной приказ”, состоящий из двух назначенных русских и двух выборных казахами султанов под председательством старшего султана.
 
Судьями оставались те же бии. Кроме султанов остальные административные должности могли быть заполнены лицами из “черной кости” (т. е. простого народа). На основании этого положения права султанов были значительно урезаны, и признана возможность за обществом смещать и переизбирать султанов. Старший султан выбирался собранием волостных султанов и утверждался “областным начальником” на три года, получая чин майора, а после 3-годичной службы имел право получить звание дворянина. Также волостные султаны, бии, аульные старшины соответственно приравнивались волостным головам и сельским старостам.Таким образом, среди казахов, согласно положению Сперанского, устанавливались те же порядки, которые действовали в остальной части России. После окончательного замирения казахов и завоевания Туркестана, казахи были распределены в ведение двух генерал-губернаторов: степного (губернии Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская и Уральская) и туркестанского (с казахскими областями Джетысуйской1*, Сыр-Дарьинской и Аму-Дарьинским отделом).
 
В 1891 г. были царским правительством утверждены: “Степное положение”61 и “Положение об управлении Туркестанским краем”62, дополнявшиеся потом для тех областей, где порядки административного деления, управления и судебно-бытовые дела казахов и других “инородцев” Казахстана и Туркестана вкладывались в определенные рамки. На основании этих положений инородцы приравнивались к “сельским обывателям”, на них распространялись действия общих законов, казахские общества распределялись на административные аулы в количестве не более 200 юрт, волость — до 2000 юрт.
 
В аулах и волостях управляют выборные старшины и управители, а также сохраняются прежние бии, но с подчинением всех по соответствующим административным и судебным инстанциям царской власти и ограничением, на основании специальных положений, круга их прав. В положениях предусматривались правила взыскания податей, а земли и естественные богатства признавались государственным достоянием с правом отчуждения земельных участков в любой момент администрацией, причем эти земли считались находящимися в распоряжении казахов только лишь на началах “долгосрочной аренды”. Во всех губерниях и областях Казахстана были назначены губернаторы, уездные и земские начальники и приставы, мировые судьи и другие обычные должности. Царская администрация правила казахами через туземную администрацию, вступив в тесный союз с казахскими волостными и “аткаменерами” (эксплуататорами, дословно же — "верхом ездящими").
 
На основании этих положений царизм управлял и эксплуатировал казахский народ вплоть до революции 1917 г.
 
1*Имеется в виду Семиреченская.