ПРОСВЕЩЕНИЕ

Вопрос о просвещении в Казахстане занимает одно из главных мест в строительстве. При царском строе казахский народ не имел возможности свободно развивать свою культуру и строить школы.
Вначале в Казахстане насаждались школы или татарскими или сартовскими муллами, или самой царской администрацией. В туземных школах (мектебах) муллы преподавали почти исключительно религиозные предметы, и только перед революцией начали преподаваться в некоторых группах школ по реформированному методу религиозные и светские предметы. Русская школа в Казахстане возникает с самого начала завоевания края, сперва для обслуживания исключительно русского населения, потом  уже создаются русские школы и для туземцев (русско-туземные начальные училища), где казахские дети воспитываются в духе защиты царского строя и выработки в будущем из казахов чиновников царской администрации, и даже в этих школах проводится миссионерская поли-тика.
 
В 1900 г. в прежней КССР было всех школ 797, а к 1911 г. насчитывалось 1246. В сравнении с 1911 г. к 1921 г. количество школ увеличилось на 200% с лишним. Русско-туземные школы особенное распространение имели в Туркестане. Например, в Сыр-Дарьинской губернии, по данным 1912 г., имелось 56 русско-туземных училищ, где (включая городские училища) обучалось 3033 детей туземцев. Всего в школах обучалось 95% русского населения и лишь 2,02% детей туземцев. Такая же картина наблюдалась и в Джетысуйской губернии.
 
В данное время положение просвещения рисуется в Казахстане в следующем виде. В 1924/25 г. на дело народного просвещения было отпущено 3 768 389 руб. по госбюджету и 2 762 662 руб. по местному бюджету, а в текущем 1926/27 году по госбюджету отпущено 8 872 513 руб. и по местному бюджету — 4 007 351 руб.
 
В 1924/25 г. расходы по народному просвещению на каждого жителя КССР составляли 1 руб. 10 коп., а в 1926/27 г. эти расходы равняются уже 1 руб. 95 коп. Расходы в среднем на одного ученика в год в том же 1924/25 г. равнялись 19 руб., а в 1926/27 г. — 40 руб. 70 коп.
 
Рост школ первой ступени также идет вперед. По сравнению с 1924/25 г. количество их увеличилось на 724 школы и 3406 учащихся, а всего насчитывается в этом году 3475 школ с 206 949 учащимися. Чисто казахских школ насчитывается до 1600 с 80 000 учащихся. Школ повышенного типа в текущем году насчиты вается 78 с 18 807 учащимися, детдомов—143, дошкольных учреждений — 137.
 
Техникумов, инпросов, включая и Казпедвуз, имеется 30 с 4546 учащимися.
 
В различных вузах (высш[их] учебн[ых] завед[ениях]) в СССР обучалось в 1925 г. 908 человек и командировано в том же году до 600 человек, из них казахов, вместе взятых, в составе всех вузовцев было около 650— 700 человек.
 
Имеющаяся школьная сеть еще намного не удовлетворяет всей потребности. Вопрос просвещения поэтому в предстоящем имеет очень серьезный характер.В школьном деле среди казахского населения все более завоевывают себе место школ ы-к о м м у н ы (интернаты), дающие возможность детям кочевого населения скопляться в определенные оседлые места, где школа может обосноваться и развиваться в будущем. В 1924/25 г. в прежней КССР было таких школ около 20.
 
Больным вопросом в деле просвещения является вопрос о народных учителях. В прежней КССР имелось около 5388 работников, из которых 1082 работало в детдомах. Казахов в составе учителей было 22%, а русских 73%. В 1925/26 г. всех работников просвещения (школьных, детдомов, профтехнического образования и политпросвета, включая сюда школьных врачей и 323 чел [овек ] тех-нич[еских] работников) было 7194 чел., из них казахов — 1730 чел. Ощущается материальная необеспеченность учителей, в особенности среди казахского населения, а большинство учителей, выпущенное разными краткосрочными педагогическими курсами, не совсем справляется с своей работой и поэтому требует в будущем улучшения своей квалификации (опыта и знания).
 
В 1924 г. в КССР имелось до 30 036 беспризорных детей, 11 429 из них содержалось в 159 детдомах.
 
В работе по ликвидации неграмотности ближайшей задачей ставилось ликвидировать неграмотность 1 654 609 человек, из этой нормы ликвидировано еще небольшое количество1*. Неграмотность среди казахов доходит до 95%, а среди русских до 74%.
 
Библиотечное дело в Казахстане пока развито только по городам и по селениям. Всего в прежней КССР имелось до 192 библиотек, из которых центральных — 28, районных — 54, волостных — 72 и 38 — передвижных.
 
Ощущается огромный недостаток в учебниках и учебной литературе, в особенности на казахском языке. В данное время развивается работа по составлению таких учебников, уточнению казахского языка, грамматики и т. д.