Главная   »   Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Т. Р. Рыскулов   »   ВНЕДРЕНИЕ ТОРГОВОГО КАПИТАЛА И УСИЛЕНИЕ РАССЛОЕНИЯ
 
 


ВНЕДРЕНИЕ ТОРГОВОГО КАПИТАЛА И УСИЛЕНИЕ РАССЛОЕНИЯ
 
 

 В предреволюционный период (1916—1917 гг.) все эти наметившиеся расслоения и экономические перегруппировки в казахском обществе и разложение родовых рамок прежнего строя выступают еще резче.

 
В степи появляется растовщический капитал, закаба-ливающий широкие казахские массы. Носителями торгово-ростовщического капитала являются пришельцы: сар-ты, татары, русские и другие, которые внедряются в степь, вступая в союз с казахским имущим элементом, образовывают базары и торговые поселения в местах скопления казахской массы или в узловых пунктах. Среди казахского населения, в связи со все большим оформлением зачатков зажиточного класса, появляются свои кулачки и ростовщики, дающие деньги под2* проценты, служащие посредниками между пришлым торговым капиталом и кочевыми производителями и по разным другим линиям (жалдапство, скотоперепродажа и т. д.), начинающие закабалять казахское трудовое население.
 
В области землепользования казахская администрация (волостные, старшины и бии), вербуемая преимущественно
 
1*Сумма цифр по горизонтали не составляет 100%.
2*В тексте “на".
 
из имущих элементов, от имени рода или аулов старается перепродать или сдать в аренду участки земель, а вырученные деньги в большинстве случаев присваивать себе.
 
Вопреки родовым общинным правилам землепользования, баи (кулаки) завладевают лучшей частью земель, стараются наделять ими больше своих родственников, расширять участки под свои зимовки и летовки, превращая в свою собственность эти земельные участки (отгораживая дувалом — изгородью, запрещая пастьбу скота там остальной части рода и т. д.).
 
Собственно говоря, еще в XIX веке, в связи с оседаниями родов на определенной территории, начало практиковаться превращение родовых общинных владений в собственность: более сильные казахские роды тогда завладевали лучшей территорией, из которой в свою в последующем отхватывали себе и для своих родственников игравшие тогда [главенствующую] роль султаны и администраторы. Но этот процесс в предреволюционный момент уже стал происходить, как выше было отмечено, внутри каждого рода.
 
Порядок административного деления начинает играть большую роль, чем традиции родовых делений и отношений в хозяйственно-общественной жизни казахов. Многие роды смешиваются с другими родами в силу соединения их в одну административную единицу. Происшедшие экономические перегруппировки среди казахского населения соответственно изменяют вкорне и общественные отношения. Царский порядок административного управления Казахстаном отдает на полную эксплуатацию туземной и царской администрации и имущим элементам широкие слои казахских масс. На почве выборов туземной администрации, борьбы и интриг между сильными и слабыми родами, между баями и пухарой возникает в Казахстане острая борьба партий (группировок). Выборы волостных, старшин и биев, предварительная кампания, взятки, покупка голосов избирателей, переход избирателей из одной партии на сторону другой, а после утверждения нового волостного, старшины и бия (т. е. победы одной из сторон) — всяческое гонение на побежденную сторону, перекладывание на последнюю налогов, всяких пови нностей и другие насилия — вот обычное явление в степи в предреволюционный момент, искусственно поддерживающееся царской администрацией, которая извлекала из этого порядка выгоды и для себя. А результаты всего этого порядка и отношений ложились тяжелым бременем на широкие низы казахского населения.
 
За счет обнищания массы казахского населения обогащалась кучка туземной администрации, баев и манапов и их союзники — царские администраторы. В связи с этим рушились и старые понятия о правилах обычного права адата. Бии (народные судьи) избирались уже исключительно из имущих элементов, которые прикрывали хищничество администрации, поддерживали бае-манапские элементы (кулачков), судили в их пользу, предварительно обирая обе тяжущиеся стороны. Из почтенных, честных и влиятельных родовых старшин бии позднейшего периода превратились уже в мелких взяточников и пособников царской администрации и еще больше роняли авторитет родовых отношений в глазах масс.
 
Все эти изменения, происшедшие в жизни казахского народа, невыносимый гнет царской администрации, стеснение в результате колонизации, гнет торгово-ростовщического капитала и своей имущей верхушки — создают глубокое недовольство в широких обедневших массах казахского населения, которые не раз поэтому устраивают восстания против царской администрации и своих имущих классов (пример — восстание 1916 г. казахов против царизма и др[угие] случаи).
 
После революции и с созданием советской власти и привлечением широких трудовых казахских масс к строительству своей жизни, меняются все старые общественные отношения, ликвидируется наследие царского строя, изживаются постепенно старые пережитки, и казахский народ вступает теперь в новый общественный быт, когда должны окончательно ликвидироваться всякие социальные и бытовые неравенства в казахском обществе.