ТРАВЫ ПАМЯТИ

(главы из повести)
 
Вотчина натуралиста

 

Чтобы оттаять от будничной суеты, порой пресыщающих удобств городской цивилизации, с Володей Нетисовым - прекрасным фогографом-анималистом, мы решили поехать в экспедиционную поездку вместе с Максимом Дмитриевичем Зверевым. Подготовился к ней по-своему и сын мой - третьеклассник Максимка. Условия поездки оговорены путем переписки, телефонных разговоров, в часы личных встреч. Главная, подстрекающая воображение, цель - своими глазами увидеть Приилийскую пустыню. Самим хотелось услышать таинственный голос, волнующий многих любознательных людей. Нас нетрудно понять: в школьные годы еще, читая о поющем бархане в книжках Зверева, потом Мариковского, Сладкова, слушая рассказы о ней других очевидцев, я долгое время жаждал сам побывать на этой “Волшебной” горе, которая является чудом природы пустынь Казахстана. Потрясающее впечатление это уникальное явление пустыни, говорят, производит не только на туристов, но и на видавших виды исследователей, землепроходцев. До сих пор так же волнует природа “кричащих камней» в знойных пустынях Африки. А сухие дожди? Даже звучит парадоксально. Только под небом великих песков можно созерцать фата-моргану, испытать удушье самумов, услышать звенящий от наэлектризованных песчинок воздух и много еще чего, что может только она - ее величество Пустыня. Итак, решено ехать самим.
 
На вертком “газике” за рулем сидел Володя Зверев. Участников экспедиции пятеро: Максим Дмитриевич, приятель его - московский натуралист, писатель Семен Давидович Кустанович, Нетисов Владимир и я с сыном Максимом. Минуя предместья Алма-Аты, дорога несла нас в сторону реки Или. Вдоль асфальтированного шоссе, сопровождаемого рядами пирамидальных тополей, зеленели яблоневые сады, виноградники и зреющие хлеба. По левую сторону дорога к самому горизонту уходила равнина. На юге, справа, небо закрывали высокие хребты Джунгарского Алатау. Там и сям взлетали заснеженные пики. Вершины их тонули в белых, как пар, и темных, как дым паровозных труб, тучах. И оттого хребты казались дикими и неприступными.
 
Показался пост ГАИ. Перепоясанный, как верстовой столб,- в белых линиях ремней, властно и лениво постовой поднял жезл. Володя сбросил газ, погасил скорость, “газик” через метров пятьдесят остановился. Доставая из нагрудного кармана на ходу документы, Володя пошел к постовому. Через несколько минут у дверцы, где сидел Максим Дмитриевич, стоял в синем милицейском плаще старший лейтенант лет сорока пяти. Он вежливо взял под козырек. Максим Дмитриевич распахнул дверцы. Окинув его быстрым взглядом черных живых глаз, лейтенант сказал: “Позвольте, Вы будете Максим Зверев?” - Выжидающе и улыбчиво он смотрел на Зверева.
 
- Да,- несколько растерянно ответил писатель.
 
- Максим-ага! - снова козырнул лейтенант— Вы извините, но увидев, что у водителя такая же фамилия и соответствующее отчество, спросил, не сын ли он любимого мной писателя. Сын ваш сказал, что и вы едете.
 
- Вот я,- не зная, что и ответить, испытывая неловкость, улыбался Зверев. 
 
Лейтенант протянул руку для приветствия и подчеркнуто, официально представился.
 
- Очень рад, что наконец-то увидел вас своими глазами. От всей души хочу пожелать вам, Максим-ага, крепкого здоровья, и прошу, чтобы еще больше писали в своих книгах о нашем родном Казахстане. Пищите больше! Мы с удовольствием вас читаем. Извините, Максим-ага! Всего вам доброго! Счастливого пути! - Он снова обежал нас глазами, взял под козырек и захлопнул дверцы.
 
Некоторое время мы все молчали, тронутые искренним уважением начальника поста ГАИ.
 
- Хорошо вам, Максим Дмитриевич, гаишники все знают, козыряют. Так можно ездить, даже нарушая правила,- говорю.
 
Максим Дмитриевич, поправив егерскую фуражку, с которой не расстается в полевой обстановке, и положив руки на переднюю скобу панели, не поворачиваясь, говорит:
 
- По-всякому бывает в жизни. Сейчас вспомнил и совсем другую встречу. Я рассказывал или нет, как в меня стреляли? - повернулся он к нам. - Так вот, стояла поздняя осень. Было это в 50-х годах. Мы всей семьей на новом ГАЗ-69, проданном мне по распоряжению министерства, как натуралисту-писателю по ходатайству Союза писателей, ездили с Петренко на кордон в Кокпек, где он был егерем. Чего-то задержались до темноты: помню, Мартын в тот раз скандалил с тремя браконьерами. Отобрал у них два ружья. Они ввалились ко мне и требовали, чтобы Петренко отдал ружье. Конечно, я им отказал. Ушли с ругательствами и угрозами.
 
Совсем стемнело, когда мы оставили кордон. Только машина взяла подъем Кокпекского ущелья и вышла на ровное место, вдруг из темноты выстрел. Огонь и одновременно щелчок пули по кузову совсем рядом около жены - Ольги Николаевны,- Стой! Стой! -испуганно закричал Вова. Прикинул: я один по существу, а их трое с ружьями, мы безоружны. Надавил на газ до отказа, чтобы те перезарядить и еще раз выстрелить не успели. И представляете,- он поворачивается к нам, показывая,- пуля угодила точно в сварной шов кузова, где он обычно вдвое толще. Это было единственное непробиваемое место. Такая вот узкая полоска, и надо же было попасть в нее! И сейчас “жива” эта вмятина. Стреляли в меня, сидящего за рулем, но мы ехали быстро, и они попали бы в Ольгу Николаевну, если бы не шов. Она сидела у меня за спиной. Вот видите, как иногда защитника природы встречают и провожают,— улыбается он.
 
Часа через два свернули с шоссе. Потянулись пески. Желтизна пробивалась сквозь заросли колючих кустарников и высоких спутанных трав. Кое-где вскипали купы сиреневых соцветий неизвестных мне растений.
 
- Вон Поющий бархан! - повернулся и показал кивком головы вперед сидящий за рулем Володя. Все дружно подались к ветровому стеклу: вдали, на фоне лиловых отрогов Джунгарского Алатау, запирающих собой облачное небо, ярко желтел песчаный гребень. Межмрачноватых гор лишенный растительности бархан казался лишним, ненужным и чужим. Среди черных гор Большой и Малой Калканы он был крикливо ярким. Эта его особенность привлекала. Было очевидно, что песчаная гора нетипична для соседствующих гор, потому загадочна.
 
Пока мы удивлялись песчаной горе, дорога тянулась по южноказахстанской саванне. На заросшие травами барханы выбегали зонтообразные тополя-туранги. Одетая в травы и кустарники, пустыня неодолимо влекла, управляла волей натуралиста. Хотелось идти и идти, одолевая отлогие барханы.
 
Встречи с турангой напомнили мне тугаи Каракалпакии, где я бывал, путешествуя в низовья Амударьи. Но деревья, тополя там были очень большими; в два-три обхвата стволы. Теперь их нет. Свели под рисовые поля. Здесь другое: деревья невысокие, с искривленными стволами, а кроны круглые, зонтообразные. Ощущение, что находишься в африканской саванне. Такие ландшафты уже редкость. В Казахстане туранга - исчезающее растение занесена в Красную книгу. Тревожно, что исчезает вид и целые ландшафты, окаймляющие побережья рек пустынь Средней Азии и Казахстана. Свежей раной -память о недавно уничтоженном Бартогае - уникальном уголке Южного Казахстана. С туранговыми лесами исчезают ценные и редкие растения, скудеет свойственное этим лесам царство птиц и зверей. Ландшафты мертвеют. Если в ближайшее время отношение к тугаям не изменится, не будут они защищены действенными ограничениями законов, скоро, и даже очень, придется сожалеть не только нашим потомкам, о которых мы часто и много говорим, но и нам - живущим сегодня.
 
- Фазан! - внезапный голос прервал мои невеселые мысли. Володя резко притормозил. Около дороги, на прогалине, спокойно вышагивал великолепный петух. Грудь его словно отлита из жаркой меди. На чернильно-синем, с белоснежным кольцом горле маслянисто играли отсветы угасающего дня. Длинный серповидный хвост, рассеченный стеблями трав, светился краснотой железа. Вытянувшись, фазан смотрел куда-то вдаль, словно стоял на часах, поджидая кого-то. Приятная встреча! Снова плывут барханы, а в глазах медноперый петух с белой перевязью на темно-синей шее.
 
Пески заметно поднялись - барханы стали выше, оголились, и лишь в понижениях зеленели низкорослые тростники - указатели на близкий уровень грунтовых вод. И снова невысокие и кривоствольные в серой трещиноватой коре туранги. Вдали, за барханами, блеснула и пропала излучина Или. А еще через некоторое время сероглинистая вода лениво ползла в низких и плоских берегах, разделенная огнистой полосой низкого солнца. Еще поворот- и из-за барханов встал крытый шифером чистенький, в редкой посадке тополей, дом егеря.
 
- Ну вот и приехали! - повернулся к нам все это время о чем-то сосредоточенно думавший Максим Дмитриевич.
 
Из дома вышел худощавый, с открытым лицом молодой человек. На нем егерская фуражка, лихо сдвинутая на затылок, выцветшая клетчатая рубашка, синие, вздутые на коленках брюки.
 
- Вот сюда,- показал он на крыльцо домика. Пока мы разгружали свой скарб, егерь открыл двери свободной половины дома, где были приготовлены кровати. Распахнул окна, чтобы освежить застоявшийся, нагретый в стенах воздух пустыни.
 
Дом одиноко стоял на небольшой возвышенности. От его крыльца берег отлого уходил к реке и отсюда, метрах в тридцати, в спокойном блеске вод спала широкая протока. Километрах в десятки вверх по реке, желтела острая спина Поющего бархана. Над Джунгарским Алатау поднимались темные, непонятно откуда приплывшие тучи. Ожидался дождь.
 
Утро следующего дня выдалось ясное. Рассеянный свет мягко играл на омытых ночным дождем листьях тростников и маленьких топольков у нашего порога. Пустыня дышала свежестью редкого здесь дождя. Еще кое-где плыли остатки перламутровых облаков.
 
Чаепитие шло на веранде. Володя и я собирались на экскурсию. Бинокли, телевики и фотоаппараты с черно-белой и цветной пленками собраны. В рюкзак бросили банку тушенки, сухарей, кружку для воды. В последние минуты перед нашим выходом за нами увязался Максимка. Вышли из дому и вдоль реки, прямиком, к темнеющим вдали тугаям, к бархану. Из пустыни тянул легкий ветерок, дыхание его было насыщено терпким полынным запахом.
 
- Ну что ж, товарищи-натуралисты. Если вы позволите, то я для начала провожу вас до ближайшей протоки. Покажу местный тугай. Как-никак, а знаю места эти с довоенного времени,- говорил Максим Дмитриевич, неожиданно догнавший нас. На нем кирзовые сапоги, гимнастерка, Светлая кепка с длинным козырьком прикрывала от солнца лицо. В руках картонные карточки, ручка. Настроение у всех приподнятое. Сказалась, видимо, ночная свежесть и помолодевшие после дождя пески. Шли не спеша вдоль реки. Вдали виднелись тугаи и там, по словам Максима Дмитриевича, протока, на которую он решил сходить вместе с нами.
 
Воздух быстро прогревался. Жаром задышали пески. Тропка то прижималась к берегу, то уклончиво тянула в сторону.
 
Над рекой тишина. Не слышно куличков, лишь мелькнет у серой косы одинокая крачка, стороной пройдется черная ворона и далеко слышно, как их крылья режут горячий и сухой воздух. Неожиданно из песков полилась чистая песня жаворонка.
 
- Хохлатый поет! - не поворачиваясь, говорит Максим Дмитриевич. Самая обычная здесь птица. Раньше очень много было. А теперь, непонятно почему, даже жаворонков мало. Вот ведь удивительно! Специально никто не охотится, а жаворонков нет. Мало их стало вообще в Казахстане. Беда прямо! Что делается с природой?- Максим Дмитриевич остановился и чуть опустив плечи, делает запись в карточке.
 
Придерживая на груди телевик, Володя шагает молча впереди и время от времени оглядывается. Он всегда, как говорят, в творческом поиске. Глаз у него бывалого натуралиста-фотографа, как говорят,-пристрелян. Всегда удивляюсь умению его в обычном, казалось бы ничем не примечательном, найти место для хорошего кадра. В этом многократно имел возможность убедиться. И каждый раз после совместной поездки Нетисов приносит пачку фотографий, и среди них обязательно высокохудожественные. А снимал он их там, где ничего подходящего, на мой взгляд, не было. Володя уходит шагов за тридцать вперед и, присев, в напряжении что-то снимает. Вот он встает и машет нам рукой: “Остановитесь, мол”. Сам уже светит химическим глазом “Зенита” в нашу сторону.
 
Максим Дмитриевич идет медленно, чуть сутулится. Щурясь от солнца, смотрит перед собой.
 
- Пожалуй, зря вы с нами. Тяжеловато. Зной усиливается,- говорю.
 
- Да это ерунда! - отмахивается он. - Привычен. Вот постель жестковатая. Спал неважно, привык к удобству - иронизируя, разводит руками. — А бывало, где-то сразу после войны, мы с Вовкой,- говорит он о сыне,- он вот такой же, как Максимка был,- спали только в палатках. Удобств, конечно, никаких. По ночам холодно: зуб на зуб не попадает. Бывало, от холода вставать приходилось, костер разводить, чтобы отогреться, а потом опять спать. А хорошо было! Вот беда, что значит старость! - сокрушается он.
 
Некоторое время идем молча. Тугай, за которым прячется протока, стал выше, будто приблизился, подрос. Воздух накаляется, густеет от испарений.
 
- Знаете, - не поднимая головы, говорит Максим Дмитриевич,-устал за последнее время. В связи с девяностолетием три тома рассказов готовил в издательстве. Устал, ей-богу! Оно, наверно, и пора бы,- смотрит он виновато, - чувствую себя осколком прошлого века. Держусь как поздний осенний лист на голом дереве моего поколения. Ведь почти никого не осталось из моих ровесников. А сколько было замечательных людей! Остались их книги, научные труды. Их нет... Отсюда одинокость усиливается. Грустно порой становится.
 
- Поэтому и постель кажется жестковатой,- смеется Володя, оглаживая блестящие темные волосы, выбившиеся из-под пестрой кепочки.
 
-Отдохнуть нужно от писательских дел. Воздух. Прогулки. Силы появятся, постель станет мягче,- поддерживаю Володю.
 
- Ага,-соглашается Максим Дмитриевич,- здесь второй день всего, а я уже бодрее чувствую себя. В этих местах ведь проходили многие годы моих натуралистических наблюдений. И это воодушевляет.
 
- Кто это? — обращается ко мне Максимка, увидев скользнувшую за бархан сизоворонку.- Расскажи об этой птице. Подражая нам, он пишет что-то в своей записной книжке. Может, он тоже будет натуралистом. Мне приятно об этом думать, и я представляю, что Максимка когда-нибудь вспомнит об этой поездке. Вспомнит, конечно, разговоры Максима Дмитриевича, известного натуралиста и писателя. О подобных детских встречах и впечатлениях рассказывал и писатель: еще мальчишкой он видел знаменитого путешественника, русского исследователя Центральной Азии и Сибири, ботаника Григория Николаевича Потанина. Делился воспоминаниями, как участвовал в экспедиции с путешественником и ботаником Василием Васильевичем Сапожниковым. В это нашему поколению натуралистов уже трудно поверить. Имена этих исследователей стали легендой. Такова жизнь. Как эстафеты, встречи, воспоминания передаются от поколения к поколению, сближая нас с корнями нашей истории.
 
Тропа прижалась к реке. Под берегом, на плоской песчаной косе, одиноко темнела фигура рыбака. Узнаем “кормильца” нашего, настойчивого промышленника сомов - Семена Давидовича Кустановича. С рассветом еще он ушел на рыбалку.
 
Подвернули...
 
- Клев, уду вам! - громко приветствует Максим Дмитриевич.
 
Пожелав удачи рыбаку, уходим на тропу и продолжаем путь в
 
сторону тугаев.
 
- Максим Дмитриевич! - обращается вдруг Максимка.- Вы давно первый раз были на Поющем бархане?
 
- Вроде бы и давно и недавно. Кажется, в 57-м или 58-м году. Но вот вспомнил, что самый первый, кто писал об этом бархане, был известный исследователь, географ - Иван Васильевич Мушкетов. Он первым и снимок сделал песчаной горы. А уж потом, значительно позднее, узнал о нем я. И вот что интересно,- обращался Максим Дмитриевич уже к юному тезке своему, поглядывая на него сверху, еще позже фотографировал этот бархан Павел Устинович Мариковский. - И, представляете, за эти годы бархан заметно вырос. Больше стал.
 
- Вон там, - показал он на похожий на ломоть перепревшей дыни гребень сыпучего песка, ярко желтеющего в горном развале Большого и Малого Калкана. - Там, у подножия, есть небольшой ключик. Вокруг свежая травка - оазис маленький. На водопое, у ключика, ловили мы для зоопарка архаров. Они обычно спускались с гор Калкана на водопой. Впервые, это было до войны, приехал я сюда, помню, с проводником Казакпаем. Лесником он работал. Помогал мне архаров сетями ловить. Их в то время меняли на тропических животных для зоопарка. А сколько здесь,- Максим Дмитриевич обвел рукой пески,-на той и этой стороне Или было джейранов! Ну прямо как в заповеднике каком! Кстати, потом я и предлагал создать здесь заповедник. Но в это время началась война, не до этого стало.
 
Он остановился, прервав свой рассказ, показал на сизоватые, словно взбухшие куртинки травы у самой обочины.
 
- Здесь вот всюду тогда рос саксаул. А вот до сих пор доходили туранговые леса,- показал на прибрежную полосу. - Теперь песок... А сколько дичи всякой было? И что осталось? Все куда-то вроде бы помаленьку отступает, а оглянешься через десяток, другой лет -пустыня. Причём настоящая. Мертвая. Убитая человеком.
 
Я глядел на призрачную канву тугайного леса, и мне не верилось, что туранги росли еще сравнительно недавно у самого берега. И в голосе старого натуралиста звучали нотки досады и безысходности. Но, видимо, не желая настраиваться на воспоминания, связанные с прошлым, по-своему прекрасным, но безвозвратно ушедшим, Максим-Дмитриевич, спохватившись, продолжал:
 
- Так вот, тогда я впервые, кажется, и опубликовал материал о Поющих песках в научной литературе. А потом пошли сюда разные туристы. По всему Союзу известным стал наш Аяккалкан. Хотя более сорока поющих барханов найдено в пустынях земного шара. Наш -наиболее крупный и самый что ни есть экзотический. И знаете, что еще интересно? - с душевным подъемом продолжил он. - Много раз я брал этот песок. Так он еще дома раз-два помаленьку прошелестит в банке, если встряхнуть, и на этом все. Становится самым обычным, молчаливым.
 
- Ну и как объясняет наука загадочное свойство песка? -спрашивает Володя.
 
-По этому поводу очень много разных гипотез. Бархан своего рода Тунгусский метеорит, и однозначного конкретного ответа пока нет. Например, я считаю, песчинки Поющей горы под действием постоянных здесь ветров заряжаются одноименными электрическими зарядами и при движении во время ветра, отталкиваясь, издают звук. Если ветер сильный, песок приходит в движение, тогда и слышим, как гудит или поет гора. Как хотите называйте. Так ли это? Все еще явление остается загадкой. И думаю, всегда хорошо, что есть на свете хоть маленькие, но загадки. Я часто вспоминаю слова Эйнштейна. У него там сказано было, что самое интересное, что мы можем испытать - это ощущение тайны. Она - источник искусства и науки. А тот, кто не испытал этого чувства, - подобен человеку, глаза которого закрыты... Считай проспал всю жизнь.
 
Максим Дмитриевич остановился, сделал в карточке короткую запись карандашом, как и полагается в полевых условиях. Пока он писал, Володя щелкнул несколько раз фотоаппаратом. Глядя на старого натуралиста, сын мой тоже достал свой дневник и принялся усердно рисовать каракули. “Где велика сила примера, там преемственность”, - думал я, глядя на двух Максимов.
 
Мы прошли более километра. Под ногами по-прежнему поскрипывал песок, смешанный с мелкой окатанной галькой. Через некоторое время мы оказались у зарослей туранги, у большой протоки. Сквозь деревья и береговой тростник блестела вода. На тамарисках сиреневые шапки цветов. На одном из них, не умолкая, приотпустив от набирающего силу зноя серые крылышки, пел хохлатый жаворонок.
 
Спутники мои, присев на ствол упавшей туранги, записывали что-то. Неожиданно над головами тонко и негромко свистнула пичуга. Над нами с шевелящейся кучей насекомых в клюве сидела птица, похожая на большую синицу, но заметно светлее. “Это илийская синица”, -говорит писатель. Обеспокоенная нашим появлением, она озадаченно прыгала, то и дело заглядывала, не осмеливалась нырнуть в дупло с птенцами, которое было где-то здесь.
 
- Давайте отойдем,- предложил Максим Дмитриевич. Стоило нам сделать лишь пяток шагов от поваленного ствола, как беззастенчиво птица нырнула в незаметное дупло, расположенное в стволе у самой земли. Сразу же послышался дружный писк. Птица улетела, в полумраке дупла - желтоклювые рты птенцов. Их было там так мною, что сосчитать - бесполезное дело. Они сидели друг на друге. И чудом каким-то в этой куче-мале не передавили друг друга. Зная, что синицы до нахальства смелые, мы вновь подошли ближе. Родители теперь будто давно знакомые, вполне нам доверяли и с кормом ныряли в дупло и кормили ненасытных желторотиков.
 
- Вез я такую илийскую синицу однажды в Сибирь, в Иркутск, профессору Скалону Василию Николаевичу,- наблюдая за синицей, вспомнил Максим Дмитриевич, - и, представляете, на железнодорожном вокзале в Новосибирске каким-то образом вылетела она из клетки. Что там было!!! На вокзале же тысячи людей. Ну как поймать? Просто невозможно. А она летает, все больше и больше привлекая внимание пассажиров. И началось: полетели в нее шапки, шарфы. Она мечется, толпа подсвистывает, подкрикивает. Ничего не разобрать. Она же дикарка, а тут столько народа. Вижу, устала, клюв разинула, крылья обвисли. Жарко. Тогда я смекнул и быстренько в клетку поилку. Воды налил. И представляете, - они же смелые и сообразительные, - в один момент шмыг и в клетке. Залетела! Но самое интересное, - говорит он, — во всей этой маленькой истории, знаете что? - Самое интересное: по вокзалу бегал какой-то мужчина и на весь вокзал страшно кричал, возмущался. В том числе мне досталось, и сполна, как виновнику этой истории. Так в чем же дело? Оказывается, он бросил в синицу свою пыжиковую шапку. Бросил и не поймал. Улетела! Сами знаете: черт и дьявол, все бывают на вокзалах. Кто-то и смекнул под шумок... - Максим Дмитриевич расстегнул ворот гимнастерки, обтер раскрасневшееся от зноя лицо. - И смех, и грех. Мужчина бегал и искал ее потом с милиционером. И мне говорил, не нарочно ли я выпустил дрессированную для этой цели птицу.
 
Мы снова сидели в тени туранги на шершавом, струящем тепло стволе. Быстрее всех окончил беглые записи Володя. Глянув на его руку, я понял: он уже что-то рисует. Почти каждый дневник его в конце походной жизни становится похожим на книжку в рукописном варианте с прекрасными иллюстрациями, которые он делает простыми или цветными карандашами, чернилами, иногда фломастером. Уже два десятилетия тому же самому - делать обстоятельные записи - учу и я своих юннатов. Таких дневников у меня скопилась куча. Спустя многие годы, я бы сказал, что рисунки в записной книжке натуралиста так же ценны, как и записи. По зарисовкам легко и быстро можно найти нужные страницы даже многолетней давности. Они облегчают поиск нужного места, ситуации. Я видел прекрасные рисунки и Максима Дмитриевича. У него сотни великолепных набросков животных. Они не только динамичны, они точны и жизненны. Редкое сочетание, когда свои произведения автор может сам иллюстрировать. Таким качеством в совершенстве обладал известнейший наш ученый-зоолог и писатель - Николай Александрович Формозов, с которым в свое время у Зверева была теплая дружба, как с соратником и коллегой, единомышленником. Вот и теперь на одной из карточек писатель заканчивает рисунок илийской синицы над дуплом с букетом насекомых в клюве.
 
Володя Нетисов вдруг вскочил и, как всегда, запечатлел идиллию молодых и старых натуралистов, склонившихся над записями в тени пустынного дерева - туранги.
 
Можно сказать тому, кто не знает, что весьма трудное дело - сидеть и писать, когда находишься в поле, лесу, у реки, когда столько вокруг интересного. И это нельзя сравнить с записями журналиста, берущего интервью. А когда ты среди природы, то кажется, что ничего такого нет и записать что-нибудь можно и потом, не сейчас. В таких случаях, конечно, всегда важно помнить красивую заповедь Н.М.Пржевальского, особое внимание уделявшего этому труду в продолжительных экспедициях. Николай Михайлович говорил: “У путешественника памяти нет”, другими словами: все, что видишь, узнаешь, наблюдаешь, надо записывать. Максим Дмитриевич тоже любит повторять: “Незаписанная мысль - потерянный клад”.
 
Над протокой, не спеша, сгорбившись и вместе с тем с какой-то необычайной грацией и важностью, какой нет у других наших птиц, летела одинокая цапля. Оказавшись над тугайным островком, окруженным оголенными барханами, где было спрятано озерко, она так же плавно, с неоспоримым достоинством опустилась. Следом за цаплей, взметывая светлыми крыльями, прошелся болотный лунь. Он спугнул уток с невидимого нам озерка. Несобранной стайкой они стремительно летели в нашу сторону. Послышался тугой и суховатый свист крыльев. Заметив нас, они круто взяли в сторону и исчезли в посеревшей от зноя дали. Пуганые! Где-то немыслимо высоко перекликались золотистые щурки. Мы подняли головы и искали остроконцие крестики их силуэтов. Приятные крики невидимых в небе птиц слетали, будто сказочные слова, навевающие ощущение простора. Они рассказывали о том, что под небом пустыни живет своя, вечная красота, величие и покой.
 
Круг плотной тени от туранги, закрывающей нас, переместился, уступая солнцу. Чиркая о кору тополя коготками, синицы ныряли в дупло и кормили птенцов. Они выполняли трудную и нужную работу, для того, чтобы синичий перезвон никогда не покидал тугайных зарослей.
 
Непривычная для нас нежность красок приилийской пустыни полнила сердце тихой радостью, ощущением первозданности. Вот она - “вотчина” натуралиста и писателя - широкая и спокойная пустыня в рыжих пятнах песка, глинистых плешинах, голубых и серых островках полыни и селитрянки, в седых саксаульниках, сиреневых тамарисках и чингиле, и еще каких-то крупных желтеющих злаках. Это места, где несколько лет назад выпустили их исконных обитателей - куланов, и они бродят сейчас вместе с быстроногими и чуткими джейранами, сайгаками. И хотя мы не видим с этого берега животных, мы счастливы по-своему, что пустыне, как матери, через много лет вернули ее детей, куланов, и не за горами время, когда возвратят ей и дикую лошадь Пржевальского.
 
Такова сегодня вотчина натуралиста. Все он знает здесь. По-прежнему любит ее и воспевает, но уже с болью в сердце за ее прошлое. Над листком бумаги сосредоточенное лицо, рука живет своей привычной жизнью - делает торопливую запись. Рождается новый рассказ, но в отличие от тех, которые писались здесь десятки лет назад, он будет повествовать не о величии и экзотической красоте природы Приилийской пустыни, он откроет нам тревогу человека о судьбе солнечной земли.