Церковные реформы

Реформированию подверглись и церковные структуры. Непростые отношения церкви и государства в XVIII в. еще более усложнились. В условиях становления абсолютизма автономное положение богатой церкви оказывалось неприемлемым. Государство взяло курс на ликвидацию ее самостоятельности. Церковные доходы были поставлены под контроль государства в лице созданного Монастырского приказа. В 1721 г. Петр утверждает Духовный регламент. Согласно ему, церковь лишалась политической автономии и почти полностью подчинялась государству, патриаршество окончательно упразднялось, а для управления церковью создавалась Духовная коллегия, преобразованная позднее в Святейший синод. Однако поставить под контроль государства (секуляризировать) земельные владения церкви не удалось.
 
Церковная реформа занимала важное место в преобразованиях Петра I и становлении абсолютизма. Государь особо не жаловал ни монахов (черное духовенство), ни служителей церкви (белое духовенство), как было до него на Руси.

 

В 1721 г. церковь получила наконец свой высший орган — 25 января был издан царский Манифест о создании Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего синода. Президентом, руководителем синода, стал Феофан Прокопович. Таким образом, церковь лишалась самостоятельной политической роли и превращалась в составную часть бюрократического монархического государства. Усилился контроль за доходами церкви от монастырских крестьян. Большую их часть правительство забирало на строительство флота и содержание армии и школ.